Венецианское Возрождение и Джорджоне: загадочный гений цвета и пространства

3,9K прочитали

Джоржио Барбарелли да Кастельфранко (1477-78/1473-74 – 1510). Художник Венецианской школы живописи эпохи Высокого Возрождения.

Возможный автопортрет
Возможный автопортрет

Как пишет Вазари в своих «Жизнеописаниях» Джорджио получил прозвище Джорджоне «за внешний свой облик и величие духа».

О жизни художника практически ничего не известно. Не было его писем, записей, каких-то биографических данных, многие картины остаются загадкой. Да и половина картина Джорджоне часто приписывают другим художникам, потому что практически все они не подписаны, а последователей у художников было много. Художник — загадка.

Венецианская школа живописи и Джорджоне

Венецианская школа живописи отличалась от остального искусства Италии: венецианские художники меньше обращались к античным сюжетам и мифологии и больше внимания обращали на окружающий мир и современный исторический контекст. И главное место отдавалась свету и цвету, а уже потом формам, контуру и содержанию. Пока весь остальной мир искал в искусстве научную истину, венецианцы изображали живое пространство вокруг человека.

Джорджоне был романтиком. Он восторгался природой и воспевал ее в своих картинах. Он желал воспроизводить увиденный мир с натуры, особое внимание уделяя именно цвету и свету. Когда он увидел работы Леонардо да Винчи с приемом «сфумато» — расплывчатость контуров, — он постоянно следовал этому правилу размывания линий, тени и неясного контура.

Учился Джорджоне у Джованни Беллини. Тогда все в мастерской учились срисовывать с натуры, в довольно сухой и четкой форме. И именно Джорджоне начал рисовать по-другому. Он добавлял мягкости и пластичности в контуры. И постоянно тренировался делать рисунки и наброски, чтобы набить руку и уметь рисовать не с натуры, а сразу на чистый лист. В итоге у Джорджоне получалась «живопись без рисунка» — когда ты настолько мастер, что можешь сразу создавать шедевры. Эту манеру у него перенял и Тициан (1488/1490-1576). Тициан тоже учился у Беллини и часто наблюдал за работой Джорджоне и перенимал манеру и технику. На тот момент Тициану было всего восемнадцать лет.

Природа как главный герой картин

Испытание огнем Моисея, 1502-1505.
Испытание огнем Моисея, 1502-1505.

Пейзаж! Согласитесь совсем не похоже на шедевры Итальянского Возрождения, где природа если и бывает, то совершенно не такая мистическая и притягательная. Он напоминает мне пейзажи Северного Возрождения.

Суд Соломона, 1502-1505
Суд Соломона, 1502-1505
Закат, 1505-1508
Закат, 1505-1508

Юдифь, 1504. Хранится в Эрмитаже.
Юдифь, 1504. Хранится в Эрмитаже.

Уже в ранних работах видно, как Джорджоне уделяет внимание, прежде всего, пейзажу.

Мадонна Кастельфранко, 1504
Мадонна Кастельфранко, 1504

Первая работа, написанная для церкви. Интересно, что Мадонна изображена намного выше святого Франциска и святого Либералия из Асконы, а лестницы к ней нет. И фон — пейзаж, не типичный сюжет для изображения Мадонн.

Поклонение пастухов, 1505-1510
Поклонение пастухов, 1505-1510

У Джорджоне все на картинах является сюжетом. Поэтому тут все внимание, в первую очередь, на пейзаж. Вы только посмотрите на него! Это отдельная история, его можно было бы оставить без главных героев.

Пейзажная живопись эпохи Возрождения во многом развивалась благодаря Венецианской школы живописи и Джорджоне. Раньше пейзаж либо вообще не воспроизводился, либо являлся неким фоном, абстрактным, не прорисованным и мало заметным. Джорджоне начинает вводить пейзаж в сюжет, выставляя его как героя картины.

Пасторальный концерт, 1509-1510
Пасторальный концерт, 1509-1510

Картина часто приписывается Тициану. Она была на долгое время забыта, пока необыкновенные прерафаэлиты не выбрали ее главным источником своих произведений.

Гроза (Буря), 1508
Гроза (Буря), 1508

«Гроза» принесла Джорджоне мировую известность. И до сих пор никто не может объяснить смысла происходящего. Интересно, что существует таблица с более 56 предположениями о том, что изображено на картине. Много версий из мифологии и религиозных сюжетов. Кто-то вообще считает, что женщина на картине — мать Джорджоне.

Великолепная картина. И великолепна она еще из-за отсутствии официальной трактовки сюжета. Каждый может спокойно выстраивать свои теории и предлагать версии, не боясь неправильности. Картина должна идти по миру, не оборачиваясь на своего создателя. Сегодня я увижу там замечательный пейзаж, а завтра мое внимание остановится на девушке с ребенком. И каждый раз буду выдумывать свои смыслы и открывать картину по-новому. В общем, любимое у Джорджоне.

Три философа, 1505-1509
Три философа, 1505-1509

Тут тоже с сюжетом не все понятно. И авторство Джорджоне часто ставится под сомнение. Самая распространенная версия толкования картины: один греческий философ, второй — арабский, а третий, как самый молодой, представляют философию Возрождения. Это передача и соединение классической философии через арабские переводы в современный мир.

Спящая Венера, 1510
Спящая Венера, 1510

Первая известная лежащая фигура на фоне природы в европейской живописи. Джорджоне не успел дописать картину, пейзаж принадлежит кисти Тициана. И опять этот пейзаж очень напоминает пейзажи Северного Возрождения.

А на картине все идеально. Венера сливается с природой и отдается внутренней гармонии. В отличие от последующих лежащих Венер (и не только их) ее глаза закрыты. Ей совершенно безразлично, что происходит вокруг, она сосредоточена только на самом моменте. После Джорджоновской Венеры многие художники в течение всей истории живописи рисовали спящую Венеру на свой лад. Тициан, Джентилески, Гвидо Рени, Веласкес, Гойя и Мане — каждый знал и видел Венеру Джорджоне и создавал собственную, в контексте времени. Красиво, конечно, но с Джорджоне вряд ли кто-то сможет сравниться. Она у него какая-то совершенно неземная.

Еще были популярны были камерные картины. Их покупали в качестве подарка или для украшения дома. И тут Джорджоне не было равных. Плюс такие заказы позволяли ему работать над шедеврами, не задумываясь о том, на что существовать. Большинство сохранившихся работ Джорджоне — небольшие картины, созданные для богатого венецианского коллекционера.

Портреты

Джорджоне внимательно изучал людей вокруг себя и писал невероятной красоты портреты.

Лаура, 1506
Лаура, 1506

Единственная подписанная работа Джорджоне.

Чудесный портрет. Легкое сфумато, заимствованное у Леонардо, темный фон, не отвлекающий от девушки. С помощью выражения лица Джорджоне передает характер героини: слегка поджатые губы и решительный взгляд открывают нам героиню как девушку упрямую и своевольную. Но больше всего меня поражает ее реалистичность, живость и вневременность. Как будто это не девушка из шестнадцатого века, а героиня современных историй.

Портрет старухи
Портрет старухи

Портретный реализм. И надпись на листе «со временем». Может быть это отсылка к неминуемости старости, а может быть и воспевание ее. Джорджоне изобразил старуху не безобразной и отталкивающей. Лиловое платье, подозрительно-скептический взгляд, выбившиеся волосы — все эти детали останавливают взгляд. Хочется узнать ее историю. Не рембрандтовские старушки, конечно, но есть в этом что-то. А учитывая тот факт, что это эпоха Возрождения, где не принято было изображать старость так реально и живо, сразу начинаешь понимать, что Джорджоне далеко ушел от своих современников.

Портрет юноши, 1508-1510
Портрет юноши, 1508-1510
Портрет молодого человека
Портрет молодого человека
Портрет Джустинани, 1503-1504
Портрет Джустинани, 1503-1504

Джорджоне умер в 1510 году от чумы. Он был мелодичным и поэтичным, был душой компании, постоянно развлекал всех своей игрой на инструментах. Эту любовь к жизни и к искусством Джорджоне переносил на холст, особенно, в атмосферу и пространство. За счет этого картины его живут, а не застывают в определенных позах.

Джорджоне умер рано, но то, что он успел создать, повлияло на развитие не только венецианской живописи, но и всего остального мира. Достаточно вспомнить «Венеру»: у каждого последующего художника эта картина трансформировалась в соответствии с историческим контекстом и видением мира. Пейзажные работы, получившие мощное развитие благодаря работам Джорджоне. Наконец, Тициан — гений венецианского Возрождения, который подсматривал за работой Джорджоне в мастерской Беллини и стал продолжателей творчества художника.

Джорджоне загадочный гений.

P.S. Если интересно узнать о Джорджоне немножечко больше — рекомендую книгу Махова Александра Борисовича, историка литературы и искусства, о художнике. Она есть в свободном доступе в интернете. Ну и Вазари, естественно, почитать тоже можно и нужно.