Вот и пришел тот день, когда к вам пришел начальник и сказал мол, давай-ка сделай/обнови нам сайт, найди подрядчика и чтобы было дешево, но качественно. И желательно быстро. Вы, как настоящий супер-герой своего дела, конечно сказали "Ок!" и с улыбкой на лице проводили взглядом свое начальство.
И вот сидите вы, немного в панике и совершенно не представляете - А что дальше то?
Допустим, вы, как бы не совсем понимаете, как работает сфера веб-разработки, специальных курсов не оканчивали, верстку скорее всего не изучали, и понятие не имеете что такое HTML, CSS, FTP, HTTP, Java и куча разных страшных названий, CMS, CRM, DNS, сервер, хосты, скрипты, футер, хедер, итп итд... Для вас это все страшные и не красивые слова на непонятном языке.
Вы открываете биржу, где живут фрилансеры и видите заманчивые цены: 20 тысяч за сайт! 15! А вот вообще 5 тысяч за интернет-магазин и сделает за 2 дня! Ухты, - думаете вы, - Красота! А мне выделили бюджет в 200 тысяч, вот я тут разгуляюсь! Куплю наконец на вырученные деньги кофемашину жене - продолжаете мечтать вы.
Но потом к вам приходит понимание что бесплатный сыр только в мышеловке, и качественный товар или услуга не может создаваться быстро и при этом качественно. Возможно вы успеете даже заказать сайт за 20 тысяч, потеряете и деньги, и время. И придется начинать с нуля и в расстроенных чувствах. Сегодня вы идете к жене с печальной новостью - кофемашины ей не видать.
И вот вы уже в поисковике набираете "студия веб разработки, заказать сайт". Пролистываете кучу вариантов, сидите до ночи и понимаете, что выбрать надо уже завтра утром, иначе этот процесс может идти долго.
Допустим, вам повезло, и вы нашли действительно хорошую студию с приемлемыми для вашего начальства ценами. А что дальше?
Мы вам расскажем, как же нужно подготовить ТЗ, как его прочитать если его дали вам в студии, какие термины вам надо знать, а какие вам вообще не понадобятся. На какие моменты стоит обратить внимание и что важнее всего. Наливайте кофейку и готовьтесь к чтению!
_________
Итак, вы подписали договор с студией, и теперь перед вами второй шаг – составление ТЗ на разработку сайта.
Иногда подписание договора идет после ТЗ, иногда до. И здесь важно понять – кто будет делать ТЗ. Иногда это делает Заказчик. Иногда Исполнитель. Если речь идет о простом сайте без сложных функций и длительных индивидуальных разработок – то Исполнитель довольно быстро пишет краткое ТЗ на разработку сайта. В дополнении к прототипу – этого вполне хватает.
Если же речь о сложном сайте (магазин, подключение оплаты, сложный функционал, индивидуальный проект итп итд) то здесь ТЗ разрабатывается от недели и более. И обычно оно стоит дополнительно. Стоимость ТЗ везде разная, но в среднем это от 10-15 000 руб до 50 000руб. В зависимости от сложности проекта.
И вот перед вами Техническое Задание. Скорее всего это многостраничный томик Льва Толстого с использованием непонятных и так вами не любимых слов. Успокойтесь, дышите спокойно, не переживайте, сейчас разберемся!
1. Подробно.
Прочитав пару страниц, вы перестаете понимать зачем вообще в это ввязались и зачем нужен этот ТЗ? Мы же скажем что хотим сайт как у Apple, разве этого недостаточно?
Нет, этого недостаточно. Более того, чем шире и полнее ТЗ, тем меньше проблем будет у вас потом. Тем меньше будет недопонимания между вами и вашим подрядчиком. Поверьте, это важно. Это сократит срок разработки сайта в разы.
От того на сколько правильно, четко прописано ТЗ - зависит если не половина успеха, то очень значительная его часть.
2. Кто составляет ТЗ.
Составить ТЗ можете и вы, и ваш подрядчик. Здесь зависит от того как вам будет удобнее. В некоторых случаях, этим лучше заниматься заказчику, но при условии, что студия пришлет вам шаблон с вопросами, чтобы вам было проще. Либо студия сама займется этим вопросом. Например, у нас, в Zed Studio, вы можете не тратить на это много времени.
Мы можем по телефону разузнать все что нам необходимо. Но предупреждаем сразу, этот разговор априори не может длиться 5-10 минут, так как для создания сайта необходимо узнать очень много информации. А после разговора вам нужно будет только заполнить протокол разговора и подтвердить всю информацию или что-то добавить/изменить.
3. ТЗ - платно или нет?
Разработка ТЗ – это такой же длительный и кропотливый процесс, который не может быть бесплатным или быстрым. На этом этапе продумывается весь функционал и структура сайта. Это очень важный этап разработки.
За исключением не больших проектов, где ТЗ может входить в стоимость проекта.
4. Предоставление материалов для сайта
Обязательно предоставьте ВСЕ материалы, которые у вас только есть. Очень важно не упустить никакие мелочи. Скидывайте логотип, ссылку на старый сайт, фирменные цвета, адрес офиса, фото сотрудников (если их нет, сделайте!!), шрифты, все комментарии, которые важны для сайта, все картинки, которые у вас есть, структуру сайта (можно объяснить на пальцах или нарисовать самый простой рисунок/макет прямо в тетрадке или на альбомном листе). Присылайте исполнителю абсолютно все и любую важную информацию. Расскажите, чего вы хотите добиться, какие у вас цели, какие достижения, награды, лицензии, кто ваши конкуренты, как вы проводите досуг с коллегами, ваши соц сети.
Вы должны четко понимать зачем вам сайт, какие цели он должен преследовать, ваше ЦА (целевая аудитория), какие цели он будет решать, абсолютно все вопросы и нюансы необходимо учесть и записать в ТЗ.
5. Что обязательно должно быть в ТЗ?
Во-первых, как уже говорили выше, вы должны четко понимать какую цель преследуете. К примеру, вам необходимо продать товар за определенное количество времени. Вы хотите продать, например, часы, у вас есть партия из 1000 штук. Или же вы хотите полностью настроить магазин с постоянной продажей разных товаров. А может вам нужен сайт вашей компании, где будет вся информация о вас, о ваших услугах, которая будет носить информационный характер. И многое другое. Все перечисленные случаи — это совершенно разные задачи и разные сайты. Одно дело вам необходимо сделать лендинг (одностраничник) и совсем другое дело - интернет-магазин.
Итак. Какие важные моменты должны быть в ТЗ?
- О компании, общие сведения.
- Контакты (напишите ВСЕ контакты)
- Цели и задачи сайта
- Все о ваших конкурентах (это не будет на сайте, но это важно знать для составления ТЗ)
- Все о вашей целевой аудитории. Вы должны четко понимать кто они, какой возраст у них, что они любят, как развлекаются, где отдыхают, кем работают итп итд
- Структура сайта. Обязательно необходимо указать всю структуру. Сколько страниц, сколько ответвлений от товара или услуги. Какие подкатегории, если такие есть.
- Каталог товаров (или услуг)
- Карта сайта
- Требования к дизайну. Укажите свои предпочтения. НО! Учтите, что разработчики конечно их учтут и примут к сведению, но решение о дизайне будет принято только после того как Исполнитель изучат вашу ЦА! Ни в коем случае не надо думать, что, если вы хотите розовый цвет на сайте, что это действительно так и будет.
- CMS. Что это? Это Система Управления контентом Сайта. Она позволит вам самому управлять сайтом через специальную админ-панель. Без нее можно сделать сайт, но зачем вам сайт, на который вы даже картинку не сможете добавить? В ТЗ необходимо указать какую именно CMS хотите. Если вы не знаете, не страшно! Разработчик всегда должен посоветовать вам и грамотно рассказать почему он так считает.
- Контент. В ТЗ должны быть отражен весь контент, который должен быть на сайте. Вы можете скинуть отдельным файлом все текста и картинки, но в ТЗ это надо обязательно указать.
- Функционал. Обязательно необходимо указать какие функции вам нужны сайте, какие "фишки" вы хотите разместить и всю информацию по функционалу. Может вам надо настроить синхронизацию с 1С. А может вам достаточно одной страницы с формой для заказа и все. Это все очень разные вещи, но очень важные.
6. ТЗ+Договор = 👍
ТЗ должно обязательно являться неотъемлемой частью договора. Иначе потом вы замучаетесь объяснять, что вы хотели и зачем. Приступать к работе разработчики должны только после полного утверждения ТЗ.
8. Примеры сайтов в ТЗ
Обязательно укажите в ТЗ примеры и антипримеры. То есть дайте, как минимум, три ссылки сайтов, которые вам нравятся по дизайну. Три ссылки - по структуре. А потом оставьте три ссылки сайтов, которые вам категорически не нравятся, и так же три - по структуре. Это лучше сделать, так как исполнитель должен понимать ваш вкус. Конечно он будет учитывать не ваши вкусы, а вашей целевой аудитории, но тем не менее ваш вкус тоже должен влиять.
Важно понять, как себя ведет подрядчик. Все ли он вам подробно разъясняет? Все ли вам понятно? Все ли пункты ТЗ были записаны и учтены? Вы легко можете созвониться или встретиться с подрядчиком чтобы обсудить вопросы?
Если на все вопросы вы ответили четкое "ДА!" то спешу вас порадовать, вы правильно выбрали своего подрядчика!
Желаем вам успехов в вашем бизнесе!
Если у вас возникнут какие-то вопросы по составлению ТЗ обращайтесь, обязательно все покажем и расскажем 😉
______
Наш сайт: https://zstudio24.ru
+7 (495) 139-67-27
+7 (968) 085-25-55
info@zstudio24.ru