Добрый день!
Сегодня на столе - собранная модель канонерского йола от компании МАСТЕР КОРАБЕЛ, артикул производителя - МК0202.
Историческая справка по прототипу модели.
Изучая опыт боевых действий на Балтике, шведский вице-адмирал А. Эренсверд пришел к выводу, что завоевание господства на Балтийском море, в основном, зависит от контроля за шхерными фарватерами, а не от крупных морских сражений больших флотилий. Для успешных действий в прибрежных районах корабли должны были иметь высокую маневренность и малую осадку, но при условии сохранения сильного артиллерийского вооружения. Для решения этой задачи адмирал предложил оснастить шведский Армейский флот более современными кораблями.
Разработку проекта новых кораблей поручили шведскому судостроителю английского происхождения Фредерику Чапману. Кораблестроитель предложил создать малые, лёгкие и вооружённые небольшим количеством крупнокалиберных орудий канонерские лодки. 20 января 1776 года Ф. Чапман подписал чертежи на создание первых 12 канонерских лодок. Продолжая активно участвовать в создании флота нового образца, Чапман создал ещё один новый тип боевого гребного судна – канонерский йол. В отличие от канонерской лодки, йолы были более дешевы и требовали меньше времени на постройку, чем канонерские лодки. Еще одно преимущество более простого судна – упрощенная подготовка будущего экипажа.
Практика подтвердила теорию: в первом Роченсальмском сражении шведский флот потерял более 40% крупных парусных судов и только 5% канонерских лодок и йолов.
Изобретение не осталось незамеченным. В ходе Шведской войны 1788-1790 годов, Россия у которой появились взятые в плен вражеские канонерские лодки и йолы, быстро оценила преимущества нового типа судов и в следующем году начала активно их строить. К началу летней компании 1789 года Балтийский флот сумел выставить уже 63 канонерских лодки российской постройки.
Производство йолов на российских верфях началось позже, уже после анализа Выборгского и Роченсальмского сражений. В России йолы строили по образцу шведских, взятых в качестве трофеев в различных сражениях. Первые 20 йолов были построены на Рижской верфи С.Дуракиным в 1791 году.
К началу очередной войны со Швецией 1808-1809 годов против шведского флота Россия на Балтийском море сумела выставить собственный шхерный флот: 233 канонерских лодок (из них 25 трофейных шведских) и 114 канонерских йола, которые, наряду с более крупными по размеру судами, сыграли решающую роль в морских сражениях. Швеция собрала и использовала в морских сражениях на Балтике лишь 89 канонерок и 73 йола.
16 августа 1808 года гребная флотилия капитана 1 ранга Селиванова, состоящая из 24 канонерок и йолов, приняла бой с трижды превосходящим по силам шведским флотом у острова Вартсалана и разгромила застигнутого врасплох противника. Очередная победа русской парусно-гребной флотилии была одержана у острова Судсало 5 сентября 1808 года.
В целом появление русских канонерских лодок и йолов на Балтике, к большому расстройству шведов, которые изобрели их, оказало решительный перевес в пользу России, что сказалось на результатах Шведской войны 1808-1809 годов. Малые суда полностью сковали в манёвре объединённый англо-шведский флот в финских шхерах, что позволило сухопутным русским армиям беспрепятственно наступать вдоль побережья.
Подробный обзор модели Канонерского Йола, образца 1801 года, собран из набора МК0202 от компании Мастер Корабел.
Перейдем к детальному осмотру модели.
Построенная модель имеет размеры: длина 215 мм, ширина 56 мм, высота 120 мм. Масштаб - 1:72. Модель можно разместить на подставке, входящей в набор. Общий вид модели.
Общие виды сбоку и сверху:
Вид на нос и корму.
Видовые фотографии модели крупным планом.
Набор состоит из 472 деталей.
Полный лазерный раскрой каждой доски обшивки и всех деталей. Нанесенная лазером малка на шпангоутах. Особая конструкция корпуса, компенсирующая деформацию материалов.
Автор представленной модели - Остапец Александр Владимирович творчески доработал собираемую модель.
Список доработок:
Паруса самодельные, из перкаля. Сымитировано натяжение.
Все металлические утки из набора заменены на деревянные.
Канаты самодельные. Выполнены бухты в нужных местах.
Самостоятельно из латунных трубочек развальцовкой изготовлены коуши.
Сделан кормовой флагшток и поднят флаг.
На рее сделана таль для вымпела, и поднят вымпел.
На веслах сделаны краги.
Крышки люков сделаны из отдельных "досок".
Канонерский Йол набрал 89.2 балла на конкурсе Кубок Университетов 2020 года, неформальном чемпионате России по судомоделизму, что соответствует бронзовой медали в соответствующей категории.
Весь ассортимент ТМ Master Korabel можно приобрести на маркетплейсах Ozon, Wildberries, ЯндексМаркет, AliExpress, в скором времени через SberMegaMarket. Поиск - запрос по названию торговой марки MASTER KORABEL, иногда лучше дополнить поиск словами "сборные модели".
Пишите в комментариях, как Вам впечатление от модели?
В ближайших планах - подробный обзор содержимого наборов от МАСТЕРа КОРАБЕЛа, для сборки моделей - МК0202 и МК0203.
Уважаемые Читатели - Ваши лайки вдохновляют автора на новые публикации - жмите палец вверх.