Найти тему
Журнал ПРИГОРОД

Горький вкус «Кинзы»

Оглавление

Представьте: вы – автовладелец. И вдруг вам прилетает: «Уважаемый имярек, 10 лет назад мы собирались установить запрещающий знак на дороге, который вы пользуетесь, но как-то забыли. Теперь ошибка исправлена, виновные наказаны. Кстати: получите штрафы за 10 лет и предписание суда о конфискации вашего автомобиля».

Бред? – Конечно. Но именно в такой ситуации оказались жители коттеджного поселка «Кинза» в Хапо-Ое (Всеволожский район).

64 семьи получили повестки в суд. Их вызывают как ответчиков по иску администрации. Районные чиновники требуют отменить неправильно установленные координаты и исключить из ЕГРН сведения о границах 65 участков, принадлежащих гражданам.

Заседание суда состоится 3 августа. А пока Всеволожский городской суд распорядился наложить арест на спорные наделы. То есть – запретить любые действия с ними.

В постановлении суда указано, что произошла «реестровая ошибка». Спорные участки должны находится у деревни Мяглово, а не в Хапо-Ое. И категория другая: для сельхозпроизводства, а не земли поселений.

Если администрация выиграет дело, построенные в поселке «Кинза» дома придется сносить – как самовольные. А купленные участки – возвращать в казну.

Предыстория

В 2013 году из владений АОЗТ «Всеволожское» был выделен участок площадью 10,7 га. По типовой схеме: бывший совхоз наделял сотрудников земельными паями, а затем (не всегда) предоставлял их «в натуре».

Образованному наделу кадастровый инженер (вряд ли случайно) присвоил ошибочные координаты. В 2015 году неправильные сведения были внесены в кадастр для «исправления кадастровой ошибки».

Территория из «сельхозки» превратилась в земли населенных пунктов со статусом ИЖС, затем была поделена на участки по 7-12 соток и после 2019 года была распродана в розницу как проект КП «Кинза».

Реализацией поселка занималась компания «Сигмакс», обитатели поселка также покупали участки у трех физических лиц. (ФИО продавцов у «Пригорода» есть). Ошибка была выявлена в ходе проверки, при сличении данных из ЕГРН – с картой.

Коллеги из 47news предполагают, что в данном случае, как и во многих других была использована схема «летающей земли».

Когда условные паи бывших сельхозпредприятий с помощью подмены координат («исправление ошибки») превращаются во вполне конкретные наделы, с новым статусом (ИЖС вместо сельхозки) и даже в совсем другом месте (перемещаются из полей у Щеглово, например, в центр Токсово или на берег Ладоги).

Эти бумажные манипуляции приносят совершенно конкретные деньги: стоимость сельхозки (без СНТ) и участков ИЖС может отличаться даже не в разы, а на пару порядков.

Не будем погружаться в подробности: нарушение, скорее всего, действительно имело место. Вот только сегодняшние владельцы к нему не имеют никакого отношения.

Истории в ВК

Жители поселка перед общей бедой объединились. Создали группу в ВК, завели телеграм-канал, дозвонились на прямую линию губернатору Александру Дрозденко. Скандал привлек внимание прессы, вышел сюжет на НТВ.

Вот несколько историй с ВК.

«Наша семья на протяжении долгих лет мечтала о загородном доме. И вот наконец эта мечта осуществилась! В марте 2022г. мы приобрели участок (ИЖС) в КП «Кинза», предварительно проверив все документы через Росреестр, никаких обремений не было.

На этом позитивные нотки закончены… В апреле 2022 года получили отказ в постройке жилого дома. В мае 2022-го - судебный иск о сносе координат.

Наша земля, как выяснилась, «летающая», и в 2014-2015 годах были допущены кадастровые ошибки!!! А что происходило все эти годы? Как администрация регистрировала дома, давала разрешения?»

«Всей семьей мы всегда мечтали о доме! В своё время продали дачу и быстро поняли, чего нам не хватает. Участок купили в декабре 2019 года.

Близость к городу нас подкупила. Дочери радовались и мечтали о своём доме. Проверяли все документы, кадастры - все было чисто. Ждали лета, чтобы начать строиться. Дети фантазировали о доме и каждый день приносили новые эскизы.

Весной 2020 года подали уведомление о начале строительства. Администрацией все было согласовано. Заключили договор с Россетями. Мы не могли дождаться, когда поставят столбы и проведут электричество. И вот весна, бытовка….

Начало было положено. Оформили кредит на строительство дома. Стройка шла вовсю. К сожалению, дальше начался кризис, стройка затормозилась. Мы не отчаивались. Все было спокойно, так как все законы соблюдены. За свет платили. Налоги на участок тоже платили регулярно и вовремя.

За это время у меня родился сын… И вот сейчас мы с тремя детьми узнаём, что наш любимый дом пойдет под снос и участок заберут…. Как такое может быть в нашем правовом государстве?»

«В 2019 году мы решили, что больше не хотим жить в городе в многоквартирном доме, а хотим жить в собственном доме в частном секторе.

Начали подыскивать участок со статусом земли ИЖС. Нашли прекрасный участок в КП «Кинза», его и купили в декабре 2019 года. Весной 2020 года получили от Всеволожской администрации разрешение на строительство дома, взяли кредит в банке, начали строительство.

После завершения строительства, на которое у нас ушёл год, и регистрации дома в Росреестре (в 2021 году), мы, счастливые, заселились. Продали квартиру в городе и этими деньгами погасили кредит.

Оставалось совсем немного, получить адрес и прописаться, но тут мы столкнулись с проблемой. Администрация Колтушского СП отказала нам в присвоении адреса. А потом прислали иск. И теперь я и моя семья можем лишиться всего и пойти жить на улицу…»

В поисках компромисса

«Мы будем выступать с иском и требовать освобождения участков», - говорит представительница администрации в сюжете НТВ. С чисто юридической точки зрения ее позиция понятна: земля – муниципальная, а тут кто-то на ней что-то строит. (В поселке «Кинза» уже возведены 24 дома). Правда, немного странно, что в предыдущие годы это никого не беспокоило.

Губернатор Александр Дрозденко 1 июля будет встречаться с руководителем Всеволожского района Андреем Низовским. Как раз по поводу КП «Кинза». Ранее он пообещал жителям, что «собственники пострадать не должны».

Не будем строить догадки насчет того, как будет выглядеть искомый компромисс. По мнению «Пригорода», в правовом поле удовлетворительного решения нет. (Юристы, по крайней мере, сформулировать его затрудняются). А вот в политическом – вероятно. Например, обменять землю в Мяглово на участки в Хапо-Ое.

Тут есть и другая странность. В том же Всеволожском районе, в Новом Токсово, несколько лет идет откровенный самострой на захваченных государственных землях. Например, в так называемом «Шестом квартале». Последние несколько домов на этой территории и вовсе построены после судебного решения о том, что распоряжаться ей может только муниципалитет. Но почему-то токсовский самострой совсем не заботит администрацию – никаких исков по этому поводу никто в суд не направляет.

Хотя власть регулярно переживает о том, что земли в районе нет, и, например, бесплатные участки для многодетных ну никак не найти…

Местные активисты уже начинают выдвигать неприятные предположения. Может, дело в том, что в «Кинзе» (в отличие от «Шестого квартала») не случилось среди владельцев ни высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов, ни родственников арбитражных судей?

Будем иметь ввиду: «Кто виноват?» и «Что делать?» - это два разных сюжета. Бывшие руководители областного Росреестра Олег Михеев и Сергей Храмов отбывают сроки. Бывший руководитель Всеволожского района Александр Соболенко – в московском СИЗО, ждет суда по делу о злоупотреблениях с землей.

Продолжается расследование еще нескольких дел – по Сертолово, по незаконному переводу лесных земель под застройку.

Но вторая часть формулы важнее. Потому что граждане, полагавшиеся на гарантии государства, не должны отвечать за ошибки (а тем более – за преступления) чиновников и землемеров.

Дмитрий Синочкин

Вернуться на страницу журнала "Пригород"