Minecraft — компьютерная инди-игра в жанре песочницы, созданная шведским программистом Маркусом Перссоном(псевдоним: Нотч) и выпущенная его компанией Mojang AB. Нотч опубликовал начальную версию игры в 2009 году; в конце 2011 года была выпущена стабильная версия для ПК Microsoft Windows, распространявшаяся через официальный сайт.
Minecraft даёт в распоряжение игрока процедурно генерируемый и изменяемый трёхмерный мир, полностью состоящий из кубов — его можно свободно перестраивать, создавая из этих кубов сложные сооружения — эта особенность делает игру схожей с различными конструкторами, такими как LEGO. Игра включает в себя дополнительные режимы, например, «выживание», где игроку нужно самому добывать ресурсы, и «творчество», где у игрока эти ресурсы есть в неограниченном количестве.
На весну 2021 года было продано более 238 миллионов копий на всех платформах, что делает Minecraft самой продаваемой игрой в истории, 140 миллионов игроков запускали игру хотя бы раз в месяц. В декабре 2021 года Minecraft стала первой и, на данный момент, единственной видеоигрой, набравшей 1 триллион просмотров на YouTube. В популяризации и коммерческом успехе Minecraft большую роль сыграли пользовательский контент, в том числе видеоролики, распространяемые через YouTube, и множество сторонних модификаций. На сегодняшний день Minecraft представляет собой целую франшизу, включающую в себя, помимо основной игры, такие игры как Minecraft: Story Mode, Minecraft Earth, Minecraft Dungeons и Minecraft Legends.
Создание предметов
В Minecraft многие предметы создаются из ингредиентов, которые нужно расположить в строгом порядке в специальном окне. Такое окно есть в инвентаре игрока, где можно делать только простые предметы в сетке 2×2, например факелы, и на верстаке, где можно делать сложные предметы в сетке 3×3, например алмазный меч. На верстаке можно делать доспехи, оружие и инструменты. Топоры, кирки, лопаты и мотыги нужны для того, чтобы можно было добывать древесину, полезные ископаемые и камни, копать землю и возделывать грядки. Сделанные из различных материалов, такие предметы будут различаться между собой количеством наносимого урона, прочностью и другими характеристиками. Железные инструменты выполняют ту работу, для которой предназначены, быстрее инструментов из камня или древесины, и могут прослужить игроку больше времени прежде чем сломаются. В игре есть другие функциональные блоки, например, печь для выплавки металлов или варочная стойка для приготовления зелий. Получившиеся зелья в зависимости от использованных ингредиентов обладают разными эффектами: они могут восстанавливать очки здоровья, увеличивать силу, отравлять и многое другое.
Игрок может ускорить перемещение персонажа, если сделает рельсы и поставит на них вагонетку. В Minecraft есть не только обычные рельсы, но и рельсы других типов: энергорельсы, ускоряющие вагонетку за счёт питания редстоуна; активирующие рельсы, которые нужны для того, чтобы активировать определённую вагонетку; рельсы с датчиком, подающие сигнал редстоуна, если по ним проедет вагонетка. Также рельсы можно найти в заброшенных шахтах и лесных особняках. С помощью энергорельсов персонаж может достичь максимальной скорости — 8 блоков в секунду.
Редстоун
В Minecraft есть добываемый под землёй ресурс «редстоун», с помощью которого можно создавать логические схемы и делать постройки интерактивными. Цепи, созданные из редстоуна, передают энергию от одного блока к другому, как электрические цепи, а чтобы снабжать эту цепь энергией требуется редстоуновый факел. При установке рычагов, кнопок и других элементов управления игрок сможет переключать цепь из одного положения в другое. Minecraft позволяет игроку создавать логические вентили, выполняющие простые логические операции: например, с помощью двух рычагов можно создать вентиль «И», пропускающий «энергию» по цепи только в том случае, когда активированы оба рычага, или вентиль «ИЛИ», пропускающий «энергию», если был активирован любой из двух рычагов. Эта система имитирует устройство реальной электроники и булеву логику, что позволяет создавать сложные механизмы.
Режимы игры
Перед процедурной генерацией мира игрок должен выбрать один из трёх основных режимов игры: «выживание», «хардкор» и «творчество». Первый режим представляет собой симулятор выживания, где игрок должен исследовать мир, добывать различные предметы и блоки, необходимые для сохранения жизни игрового персонажа, и избегать опасности. В этом режиме есть очки здоровья, сытости и опыта, а многие ресурсы нельзя добывать без нужных инструментов. Режим «хардкор» отличается от «выживания» тем, что у игрового персонажа только одна жизнь — после первой же смерти персонажа файлы сохранения удаляются, и возобновить игру в том же мире будет нельзя. В режиме «творчество» у игрока есть доступ ко всем существующим блокам и предметам в неограниченном количестве. В нём игрок может включить режим полёта, позволяющий игровому персонажу быстро перемещаться в пространстве. Также персонаж не получает урона; очков здоровья, сытости и опыта нет. Кроме того, в этом режиме можно мгновенно разрушать любые блоки. «Творчество» позволяет игроку всецело сосредоточиться на возведении сооружений, не отвлекаясь на каких-либо противников, с которыми игрок может столкнуться в других режимах. Кроме режимов игры, Minecraft предлагает игроку регулируемую систему сложности: например, на «мирной» сложности не появляются враждебные существа, а на «сложной» персонаж может умереть из-за потери очков сытости.
Если режим «хардкор» используется в сетевой игре, то персонаж после смерти переключается на режим наблюдения. В «наблюдении» игрок сможет только перемещаться по миру и следить за игровым процессом без прямого взаимодействия, при этом HUD не отображается. В таком режиме игрок может переключиться на камеру неигрового персонажа, чтобы наблюдать за игровым процессом с точки зрения этого существа, но не сможет повлиять каким-либо образом этим существом на мир. В зависимости от выбранного существа будет применён один из фильтров для экрана. Для пользовательских карт предназначен режим «приключение», он схож с режимом выживания, однако вводит ряд ограничений, которые могут быть установлены создателем карты: например, игроки могут разрушать блоки только специально предназначенными для этого инструментами и не могут взаимодействовать с определёнными предметами и механическими блоками. Это необходимо для того, чтобы игроки брали только нужные предметы и проходили карту только так, как задумал её создатель. Ключевым объектом режима приключения является командный блок, позволяющий создателю задать определённые условия на игровой карте через команду консоли.
Многопользовательская игра
В Minecraft есть однопользовательский и многопользовательский режимы. Несколько игроков могут взаимодействовать и общаться друг с другом в одном игровом мире с помощью встроенного в игру многопользовательского режима, в том числе по локальной сети, на одном устройстве в режиме разделённого экрана и через Интернет на различных виртуальных серверах, создаваемых игроками. Игроки могут запускать свои серверы, использовать хостинг-провайдера или напрямую подключаться к игре другого игрока. Миры из одиночной игры поддерживают игру по локальной сети, что позволяет игрокам присоединиться к игре на компьютерах в той же самой локальной сети без создания сервера. Операторы сервера, занимающиеся техническим обслуживанием, имеют доступ к командам консоли и могут регулировать время суток, мгновенно перемещать игровых персонажей из одной точки карты в другую и так далее. Также операторы сервера могут устанавливать ограничения для того, какие имена пользователей или IP-адресов разрешены или запрещены для входа на сервер. Многопользовательская игра даёт игрокам самые разнообразные возможности, и различные серверы могут иметь уникальные правила и режимы игры, в частности, могут разрешать сражения между игроками.
Для того, чтобы игроки могли легко и безопасно запускать многопользовательские игры с сервером, не создавая свои серверы, была разработана хостинговая служба Minecraft Realms. Владельцы серверов Realms для издания игры Java Edition могут приглашать до 20 человек на свой сервер, причём до десяти игроков онлайн одновременно. Владельцы серверов Realms могут приглашать до 3000 человек, также одновременно могут играть до десяти игроков онлайн. В отличие от обычного сервера, только приглашённые игроки могут присоединиться к серверам Realms, и эти серверы не требуют ввода IP-адреса. Серверы Realms для Java Edition не поддерживают пользовательские плагины, но игроки могут использовать пользовательские надстройки, пакеты ресурсов и пользовательские миры.