Если вспомнить автобусы позднего СССР, то самым знаковым из них несомненно будет ЛиАЗ-677. На нем ездил каждый житель нашей страны. Но Ликинский автобусный завод выпускал и не столь известные и даже редкие модели автобусов, о которых обывателю известно гораздо меньше. К таковым можно отнести экспортную модификацию популярного ЛиАЗ-677. К привычному индексу модификация получила литеру Э.
Надо сказать, что базовая модель была далека от совершенства. Удобству эксплуатации основательно мешали высокопольная компоновка в тандеме с прыгающей задней подвеской. Да с шумоизоляцией были проблемы, многие понят звон бутылок от работающего двигателя.
Но эти минусы компенсировались главным плюсом: автобус был дешев в производстве и это стало решающим фактором. Он очень быстро проник в самые удаленные уголки страны, став основным городским пассажирским транспортом.
Естественно инженеры старались как-то изменить и улучшить свое детище, собирали новые модификации. Поглядывали и в сторону зарубежного рынка. И дело тут даже не в амбициях, страна остро нуждалась в валюте для международных сделок, поэтому использовали любые способы для получения оной. Экспортную модель сразу же легко было отличить по внешним признакам. Она имела нехарактерную для базовой модели оптику.
Так же различались решетки радиатора. На местные автобусы ставили обычную сетку, покрасив ее в тот же цвет что и кузов. А вот для экспортных моделей предусмотрели модную хромированную решетку.
ЛиАЗ-677Э появился в начале семидесятых годов и в основном поставлялся в ГДР или Польшу. Какая-то часть попадала на Остров Свободы-Кубу. Специально под тамошний климат кузов автобуса оборудовали дополнительной термозащитой.
По части технического оснащения экспортный вариант ничем не отличался от местного. Ну разве что к концу семидесятых, что бы привести автобусы в соответствие с требованиями по безопасности ГДР, на автобусы установили дополнительную аварийную сигнализацию от фирмы Hella.
Качеством сборки автобусы с литерой Э отличались в лучшую сторону. Отдел технического контроля следил за их производством с большим вниманием, что бы не ударить в грязь лицом перед зарубежными партнерами. Впрочем, это обычная практика. Весь экспорт всегда делали с большим вниманием к мелочам, что сказывалось в лучшую сторону на характеристиках.
Общий тираж ЛиАЗ-677Э поставил примерно 900 штук. По сравнению с базовой моделью, это капля в море, но свой след в истории эти автобусы все таки оставили. Сегодня несколько таких автобусов можно найти на Кубе. Правда они давно на заслуженной пенсии отдыхают в качестве музейных экспонатов.
Может вы встречали лично такой лиаз? Поделитесь в комментариях!