Найти тему
Беречь речь

Мальчик недоедает или не доедает? Как легко избежать ошибки с НЕ(ДО)-

Глаголы с составной приставкой НЕДО- нужно уметь отличать от глаголов с приставкой ДО- и предшествующим отрицанием НЕ. Потому что в первом случае слово пишется слитно, а во втором между НЕ и ДО появится пробел. Но как не запутаться в этих глаголах?

Ниже я напишу правило, но понимаю, что забыть его легко. Постарайтесь понять логику обоих случаев, вникнуть в смысл каждого глагола, и тогда вы уже никогда не ошибётесь. А разбирать это правило будем на простом примере: «Мальчик не(до)едает».

Когда мальчик недоедает

Начнём со слитного написания.

Составная приставка НЕДО- выражает неполноту, недостаточность действия по сравнению с нормой. Если ваш глагол имеет такое значение, то смело пишите его слитно. Объясню это правило наглядно.

Для коллажа использован фрагмент картины Д. К. Лейендекера
Для коллажа использован фрагмент картины Д. К. Лейендекера

В случае с мальчиком давайте представим, что ребёнку каждый день положено съедать два половника каши. Но вместо двух половников мальчик ежедневно ест всего один половник каши, что в два раза меньше нормы. То есть мальчик НЕДОедает.

Как легко запомнить. Д. Э. Розенталь даёт такую подсказку: попробуйте заменить слово на антоним с приставкой ПЕРЕ-. В нашем случае: недодает — переедает. Поскольку у нас получилось подобрать антоним, который точно отражает противоположный смысл, то перед нами приставка НЕДО-. И мы правильно сделали, что написали слитно.

Ещё одну подсказку дают глаголы с НЕДО-, если внимательно посмотреть на смысл всего предложения. Получится ли оттуда безболезненно убрать НЕ-? Например, недосмотреть за ребёнком можно, а досмотреть за ребёнком — нельзя. Поэтому здесь точно приставка НЕДО-.

Правда, не ко всем предложениям это применимо. В нашем случае с мальчиком второстепенных членов предложения нет, поэтому важно отталкиваться от смысла самого глагола.

Когда мальчик не доедает

Если перед нами глагол с приставкой ДО- и предшествующей отрицательной частицей НЕ-, то глагол с НЕ- пишется раздельно. Такой глагол показывает нам, что действие не доведено до конца.

-2

Вернёмся к нашему мальчику. Бедного ребёнка настолько замучили кашей, что ему хочется плеваться. Его детского терпения на всё содержимое тарелки не хватает, поэтому он вскакивает из-за стола, когда на дне остаётся пара ложек каши. Мальчик НЕ ДОедает. Иными словами, процесс поглощения каши не доведён до конца, поэтому пишем НЕ- с глаголом раздельно.

Другие примеры: мы не досмотрели фильм до конца (посмотрели половину фильма и выключили), спортсмен не добежал до финиша (сошёл с дистанции и прервал участие).

Главное, что нужно запомнить

  1. При встрече с НЕ(ДО)- внимательно посмотрите на глагол. Что он выражает?
  2. Если неполноту действия по сравнению с нормой — пишите слитно.
  3. Если не доведённое до конца действие — пишите раздельно.

Вспоминайте мальчика и кашу. Надеюсь, его образ поможет вам не запутаться.

Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если было полезно! Другие статьи о правилах русского языка и популярных ошибках ищите по тегу #бр_грамотность (нажмите на него). И приходите в мой Telegram и в блог ВКонтакте.