Глаголы с составной приставкой НЕДО- нужно уметь отличать от глаголов с приставкой ДО- и предшествующим отрицанием НЕ. Потому что в первом случае слово пишется слитно, а во втором между НЕ и ДО появится пробел. Но как не запутаться в этих глаголах?
Ниже я напишу правило, но понимаю, что забыть его легко. Постарайтесь понять логику обоих случаев, вникнуть в смысл каждого глагола, и тогда вы уже никогда не ошибётесь. А разбирать это правило будем на простом примере: «Мальчик не(до)едает».
Когда мальчик недоедает
Начнём со слитного написания.
Составная приставка НЕДО- выражает неполноту, недостаточность действия по сравнению с нормой. Если ваш глагол имеет такое значение, то смело пишите его слитно. Объясню это правило наглядно.
В случае с мальчиком давайте представим, что ребёнку каждый день положено съедать два половника каши. Но вместо двух половников мальчик ежедневно ест всего один половник каши, что в два раза меньше нормы. То есть мальчик НЕДОедает.
Как легко запомнить. Д. Э. Розенталь даёт такую подсказку: попробуйте заменить слово на антоним с приставкой ПЕРЕ-. В нашем случае: недодает — переедает. Поскольку у нас получилось подобрать антоним, который точно отражает противоположный смысл, то перед нами приставка НЕДО-. И мы правильно сделали, что написали слитно.
Ещё одну подсказку дают глаголы с НЕДО-, если внимательно посмотреть на смысл всего предложения. Получится ли оттуда безболезненно убрать НЕ-? Например, недосмотреть за ребёнком можно, а досмотреть за ребёнком — нельзя. Поэтому здесь точно приставка НЕДО-.
Правда, не ко всем предложениям это применимо. В нашем случае с мальчиком второстепенных членов предложения нет, поэтому важно отталкиваться от смысла самого глагола.
Когда мальчик не доедает
Если перед нами глагол с приставкой ДО- и предшествующей отрицательной частицей НЕ-, то глагол с НЕ- пишется раздельно. Такой глагол показывает нам, что действие не доведено до конца.
Вернёмся к нашему мальчику. Бедного ребёнка настолько замучили кашей, что ему хочется плеваться. Его детского терпения на всё содержимое тарелки не хватает, поэтому он вскакивает из-за стола, когда на дне остаётся пара ложек каши. Мальчик НЕ ДОедает. Иными словами, процесс поглощения каши не доведён до конца, поэтому пишем НЕ- с глаголом раздельно.
Другие примеры: мы не досмотрели фильм до конца (посмотрели половину фильма и выключили), спортсмен не добежал до финиша (сошёл с дистанции и прервал участие).
Главное, что нужно запомнить
- При встрече с НЕ(ДО)- внимательно посмотрите на глагол. Что он выражает?
- Если неполноту действия по сравнению с нормой — пишите слитно.
- Если не доведённое до конца действие — пишите раздельно.
Вспоминайте мальчика и кашу. Надеюсь, его образ поможет вам не запутаться.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, если было полезно! Другие статьи о правилах русского языка и популярных ошибках ищите по тегу #бр_грамотность (нажмите на него). И приходите в мой Telegram и в блог ВКонтакте.