Найти тему

Китайский танец в балете

Китайский танец в балете "Щелкунчик"

Восточная культура когда-то вдохновила Петра Чайковского. В его гениальном балете «Щелкунчик», впервые представленном 6 декабря 1892 года в Мариинском театре, нашлось место для китайского танца с веерами. Во втором действии после прибытия Клары и Щелкунчика и до Вальса цветов находится дивертисмент (дополнение к спектаклю, «вставной» номер, не связанный с сюжетом), представляющий жителей сладкого города Конфетенбурга. Все сладости, которые только можно себе вообразить - шербет, леденцы, цукаты, пастила, пряники, мармелад, шоколад, орешки, карамель, - можно запить шоколадом, чаем или кофе. В честь этих трех напитков поставлено 3 действия. Танец "Чая" был заявлен Чайковским как китайский, "Кофе" – арабский, "Шоколада" – как испанский танец.

Первым дивертисмент открывает Шоколад, приносящий с собой звуки труб, кастаньеты, красные мантии. За ним следует Кофе - неторопливый, задумчивый, словно застывший зной арабской пустыни. Нежные скрипки дополняются виолончелями. Далее появляется Чай.

Китайский танец «Чай» исполнен в стиле народного китайского действа с веерами. При этом в некоторых постановках вместо них используются другие предметы, а иногда весь акцент делается сугубо на расположении рук и соответствующих движениях, напоминающих о возможном опахале. Танцоры одеты в костюмы с национальной символикой. Китайский танец Чайковский разнообразил сочетанием высокого и низкого регистров флейты и фагота, создавая немного комический, будто игрушечный, эффект.

Завершают дивертисмент адаптация русского танца «трепак», выступление пастушков и комический номер Мамаши Жигонь.

Китайский танец «Щелкунчик» демонстрирует всю сложность танцевальных движений балета, требующих длительных тренировок, особых умений, усилий.