Первые железнодорожные мосты, грандиозные паровозы, вереница наград и не только…
История Коломенского завода началась более полутора веков назад — в 1863 году. Тогда Коломне потребовался железнодорожный мост, чтобы наладить связь через Оку. Поручен этот проект был Аманду Струве — человеку, умело сочетавшему профессионализм военного инженера и хватку дельца.
Успеха удалось достичь: поезда начали ходить между Москвой и Коломной по новым мостам. Благодаря этому родилась, как говорят сейчас, идея для стартапа. Для её реализации Струве объединился с родным братом Густавом (потому завод и был назван в честь братьев, а не в честь одного Аманда) и московским купцом Антоном Лессингом.
Вместе они в сжатые сроки превратили едва открывшийся завод в крупное и уважаемое машиностроительное предприятие. Через четыре года после возведения моста в Коломне там уже работали 1800 человек, а оборот составлял два миллиона рублей.
В 1872 году организация превратилась в акционерное общество с уставным капиталом 2,8 миллиона — по тем временам это было целое состояние. На достигнутом решили не останавливаться, и скоро завод стал известен как крупнейший поставщик паровозов и вагонов, обеспечивающий изделиями практически половину страны.
Юбилейный сотый паровоз "Коломна" стал для Струве и его команды судьбоносным. Его презентовали на Всемирной выставке, проводившейся в 1873 году в Вене. Тогда он получил высшую награду — Почётный диплом, а также высокую оценку от крупных промышленников и банкиров, среди которых были представители семьи Ротшильдов. И это был далеко не последний раз, когда завод или его продукция признавались лучшими.
За годы работы Аманд Струве со своим детищем пережил и экономический кризис, и страшную безработицу, и проблемы в работе, появившиеся, когда его брат умер. Но станки не останавливались ни на день. В 1892 произошёл очередной прорыв: был запущен первый в империи электрический трамвай.
Даже революция не сбила его с верного курса: в 1916 году завод выпустил 5000-й паровоз. После Гражданской войны Коломенский продолжил развиваться и начал выпускать сельскохозяйственную технику, снегоочистители и вагонетки, тепловозы и электровозы. За особые заслуги Коломенский был награждён орденом Ленина.
В годы Великой Отечественной войны почти всё производство было перевезено в Киров. Там пришлось перепрофилироваться на выпуск военной техники — танков, "Катюш", самоходных установок и бронепоездов.
В наше же время завод братьев Струве носит название "Коломенский завод", а изделия, созданные его сотрудниками, используются по всей стране.
#ржд #железная дорога #коломенский завод #завод #история