Тренд сменяется трендом, и кто бы мог подумать, как беспощадны бренды с окружающей нас средой.
Наверняка, вы догадываетесь, что джинсы с низкой посадкой, модные в этом сезоне, через год получат статус ugly и отправятся инфлюенсерами в корзину. И никого из нас это не удивляет. Поддаваясь влиянию трендсеттеров, мы уже отдаем себе отчет, что купленная вещь сегодня перестает быть актуальной, если не завтра, то послезавтра. Виновница тому – быстрая мода.
Что такое быстрая мода и как она развивалась?
Быстрая мода, или fast fashion, подразумевает под собой массовое «тиражирование» подиумных тенденций с Неделей моды. Главные особенности такой модели производства – копирование, низкая цена и быстрая поставка в магазины.
Например, в середине апреля 2022 года французский модный дом Coperni представил коллаборацию с брендом по производству стеклянной посуды Heven. Объект желания – их стеклянная сумочка с рожками буйвола, которая сразу же попала в руки главного модного инфлюенсера Кайли Дженнер. Что это значит – новый тренд перед вами. Zara, которая «славится» отсутствием воображения, сделала похожий аксессуар более низкого качества и поставила его в свои бутики в большом количестве и за меньшую стоимость. Механизм работы быстрой моды прост.
Раньше красивые платья и костюмы могли позволить себе лишь состоятельные семьи, которые, чтобы выделиться на балах, нанимали костюмеров. Крестьянам же было не до рюшей и лент на юбках – их образ жизни не позволял посещать светские мероприятия. Первые отсылки к быстрой моде появились после Октябрьской революции, когда люди добились сокращения рабочего дня, введения выходных и отпусков. Это вызвало у населения потребность в повседневной и нарядной одежде.
Легендарная Коко Шанель сделала следующий шаг в развитии моды, предложив шить костюмы в разных размерных сетках. Так, уникальность вещи стала уходить на второй план. Бренды показывали свои коллекции два раза в год – осень/зима и весна/лето, но для прошлых столетий и это казалось довольно частым делом. Сегодня модные дома устраивают показы мод пять или шесть раз в году, это объясняет, почему у нас увеличивается количество трендов и почему они чаще меняются.
Не стоит списывать и со счетов инфлюенсеров, которые оказывают, порой, большее влияние на фэшн-индустрию, чем дизайнеры. Пример тому – сериал «Эмили в Париже», где американка едва ли не управляет великими французскими брендами. Поэтому обновляется мода чуть ли ни каждый месяц, добавляя новый цвет, аксессуар или форму.
Быстрая мода – это хорошо или плохо?
Для того чтобы мы с вами подхватывали тренды вслед за моделями, нам приходится жертвовать экологией. В условиях быстро сменяющихся тенденций бренды производят сотню тысяч тонн волокон и продают около 150 миллиардов товаров. Если в 1971 году было создано 24 тысячи тонны волокон, то к 2020 году цифра заметно увеличилась – 108 тысяч тонн. Индустрию моды по уровню загрязнения окружающей среды сравнивают с производством продуктов питания и строительством.
«Это делает швейную индустрию одним из основных загрязнителей планеты. В том числе потому, что загрязнение — это не только текстильные отходы, но и выбросы в воздух и воду СО2 и токсичных веществ, которые образуются в процессе производства текстиля», - рассказал представитель «Greenpeace России» изданию «Ведомости».
По данным исследований Фонда Эллен Макартур, 73% текстиля, произведенного во всем мире, отправляется на свалку, после чего большинство вещей переработке не подлежит. В России, да как и во многих других странах, слабо развита система раздельных отходов, и все, что попадает в смешанный бак, становится не пригодным. Вещи пропитываются влагой, грязью, отчего дать им вторую жизнь уже невозможно. Поэтому образуются свалки с отходами, которые разлагаются десятки, а то и сотни лет. Достаточно взглянуть на изображения чилийской пустыни Атакама, куда страны сбрасывают почти 40 тысяч тонн ненужных вещей, в том числе и совершенно новых, с бирками.
Как бороться с быстрой модой?
Будь с fast fashion все в порядке, мир бы не столкнулся с новыми тенденциями – ремонтом одежды, ресайклингом и апсайклингом, которые буквально спасают нас и нашу природу от гибели. Из уст представителей модной индустрии мы так и слышим: «Устойчивая мода! Экологично! Переработка!» Что все это значит? Сейчас разберемся.
Да, главный тренд последних нескольких лет – устойчивая мода, которая несет в себе бережное отношение к окружающей среде. Это одежда, обувь, аксессуары, которые создаются, используются и утилизируются экологичными способами. Дизайнеры шьют вещи из биоразлагаемых и переработанных материалов, делая акцент на высоком качестве и дальнейшей жизни этих вещей, что идет в противовес быстрой моде.
Британское издание The Dazed позаботилось о природе и о своих читателях и выпустило памятку о том, как отличить истинный эко-бренд от тех, что сбивают с толку покупателя. В первую очередь редакторы предлагают остерегаться «расплывчатых обещаний», когда магазины пишут об использовании биоматериалов, но не называют их. Далее обращайте внимание на цифры. Как мы уже говорили, быстрая мода ориентирована на массовые поставки, что явно противоречит устойчивой. Следите также и за обещаниями, которые дают бренды, почти все они их в будущем не выполняют. Магазины словно кричат, что будут использовать переработанные материалы для изготовления одежды, но ведь это не самое главное. Почти никто не говорит о сокращении производства товаров.