Сутки потребовались силовым структурам Татарстана, чтобы отреагировать на очередную акцию турецких сотрудников ООО «Гемонт», которые возводят на НКНХ этиленовый комплекс ЭП-600. Как стало известно «БИЗНЕС Online», во вторник днем в офис турецкого застройщика пришли с обыском, а владельца «Гемонта» Садыка Акмана доставили в кабинет заместителя руководителя следкома России по РТ. Там турецкий бизнесмен отчитывался о финансовых проблемах компании в том числе перед заместителем прокурора Татарстана и представителями правительства. А в пятницу, по нашим данным, судьбу любимого подрядчика ТАИФа топы СИБУРа обсуждали с послом Турции в России. К чему пришли стороны и что думают сами турецкие рабочие, которым обещали платить по $2,5 тыс. в месяц?
Встреча у посла
Словно кролик в клетке с удавом, проводит последнюю неделю единственный учредитель и председатель совета директоров ООО «Гемонт» Садык Акман. Как стало известно «БИЗНЕС Online», в пятницу, 24 июня, судьба его компании — крупнейшего промышленного застройщика, работающего на территории Татарстана, — решалась в Москве.
По данным наших источников, проблема «Гемонта» — долги компании перед ФНС и по зарплате сотрудников — вышла на международный уровень. Акман вместе с послом Турции в РФ Мехметом Самсаром провел длительную встречу с гендиректором ООО «СИБУР» Михаилом Карисаловым и помощником президента РТ Ренатом Галиевым, курирующим нефтегазовый комплекс республики.
Официальных сообщений о встрече нет, однако ее итоги раскрыли наши источники. Во-первых, после встречи стало известно, что «претензионные работы в отношении „Гемонта“ прекращаются». Речь идет о подаче исковых заявлений, утверждают наши собеседники.
Второй итог встречи — частичная пролонгация работы «Гемонта» на территории НКНХ, где турки строят этиленовый комплекс ЭП-600. Полностью «демобилизовать» своих сотрудников «Гемонт» должен был до 30 июня. После встречи стороны якобы договорились: часть турецких сотрудников пока на объекте останутся, в первую очередь речь пойдет о специалистах, которых СИБУР не сможет заменить мгновенно. «Например, сварщики или монтажники, — пояснил один из источников нашей газеты. — Им позволят доделать часть работ».
Представитель «Нижнекамскнефтехима» заверил «БИЗНЕС Online», что предприятие продолжает прорабатывать все доступные и предусмотренные законом возможности обеспечить исполнение «Гемонтом» ранее взятых на себя обязательств перед собственными сотрудниками, субподрядчиками и налоговой.
«Со стороны предприятия для оперативного возвращения сотрудников „Гемонта“ на родину предложено решение по обеспечению целевого финансирования на погашение задолженности по заработной плате при условии предоставления гарантий акционеров турецкой компании», — говорится в сообщении.
Как дипломатия перешла в следственные действия и совещание в СКР
Достижение тонких дипломатических договоренностей едва не оборвали 1,5 тыс. турецких рабочих, которые в понедельник, 27 июня, вышли на несанкционированную акцию, требуя, чтобы перед ними погасили долги по зарплате. Уезжать на родину без денег они отказались.
И снова турецкий марш: рабочие разоренного «Гемонта» отказались ехать домой без денег
Ответной реакции со стороны силовиков долго ждать не пришлось. Спустя сутки, во вторник, в офис «Гемонта» приехала группа сотрудников СКР. В здании — оно расположено на территории «Нижнекамскнефтехима» — несколько часов проходил обыск, изымалась документация. Все это в рамках ранее возбужденного уголовного дела об уклонении от уплаты налогов. По версии СКР, с 2017 по 2019 год «Гемонт» недоплатил в бюджет РФ более 1 млрд рублей, единственным подозреваемым по делу проходил бывший гендиректор компании Акташ Мухиттин. Он пока не задержан.
Зато реальный шанс оказаться в наручниках вчера был у единственного учредителя и председателя совета директоров. Его прямо со следственных действий в офисе срочно доставили в управление следственного комитета по Татарстану, однако, как выяснилось, не на допрос, а на срочное межведомственное совещание, которое провели первый заместитель руководителя СКР по РТ Павел Олейник и заместитель прокурора Татарстана Юлия Наумова.
«Были очень жесткие вопросы», — рассказывает один из собеседников нашего издания.
О чем спрашивали Садыка, который на встрече был вместе с вице-консулом Турции в Казани? Первый вопрос касался налогов. Под давлением налогового отдела СКР Юрия Руденко, который также присутствовал на совещании, «Гемонт» начал погашать ущерб по налоговому делу — возместил 160 млн рублей. Однако этого явно недостаточно. Следователи через суд арестовали счета и имущество дочерних компаний почти на 700 млн рублей. По словам наших источников, «Гемонту» установили четкий срок — налоговый ущерб должен быть погашен до августа.
Второй вопрос — долги по зарплате. Прямо сейчас срок по ним не превышает двух месяцев, а значит, и нет состава преступления. Но по этим долгам превентивно работают прокуратура и минтруд, первый замминистра которого, Рустем Валиуллов, также выслушивал позицию «Гемонта».
Как через переводчика оправдывался Акман? По словам собеседников нашей газеты, позиция турецкого застройщика такова: долги будут погашены, но «Гемонт» делает все, чтобы покрыть их за счет проектов на территории страны, а не силами и средствами материнской компании в Турции. Такое желание в том числе связано с курсом турецкой валюты: крупный холдинг, родина которого в Стамбуле, не горит желанием переводить в Россию лиру, курс которой стремительно падает, в то время как курс рубля, наоборот, растет.
Уточнить обещания Садыка на момент публикации материала не удалось. Запрос, направленный в ООО «Гемонт», остался без ответа.
«Он действительно богат в Турции. Я не могу понять, почему он не хочет платить…»
Вчера ночью территорию НКНХ покинули еще 177 работников из Турции. Их усадили в четыре автобуса и доставили в аэропорт «Казань». Однако в Нижнекамске остаются еще не менее тысячи турецких сотрудников. Что они говорят?
Наш корреспондент пообщался с работником «Гемонта», инженером по планированию и сметам по имени Саид. По его словам, заработную плату рабочим не платят четыре месяца и 15 дней. Ориентировочная зарплата простого рабочего, говорит Саид, — $2,5 тысячи. Зарплата инженера — $3,5 тысячи.
«Сейчас на строительной площадке много проблем. „Гемонт“ не выплатил мне 4,5 зарплаты (примерно $15 тыс. — прим. ред.). Садык Акман должен платить эти зарплаты», — рассказал собеседник. Общие долги по зарплате перед сотрудниками наш собеседник оценивает примерно в $15 млн (794 млн рублей по курсу Центробанка на 28 июня). А ведь есть еще долги перед субподрядчиками и налоговой...
При этом Саид винит в финансовом коллапсе компании бывшего генерального директора Мухиттина. «Некомпетентное руководство. Он получил работу, хотя контрактные цены были очень низкими», — так сформулировал он стратегию управления экс-топ-менеджера.
По словам инженера, на «Гемонте» нет никакой спланированной забастовки, нет и зачинщиков. «Представьте себе, что вы работаете в компании и находитесь далеко от своей страны и семьи. И вы не можете получить свою зарплату. Что будете делать? У всех людей одни проблемы, нет зачинщика. Они хотят забрать зарплату и уехать в Турцию», — объяснил Саид.
«Он (Садык — прим. ред.) сказал: „Я могу платить налоги, но не могу платить зарплату“. Он действительно богат в Турции. На самом деле я не могу понять, почему он не хочет платить эти деньги… — добавил Саид. — Я так устал… Не могу сейчас ничего планировать. Потому что не знаю, когда получу свою зарплату и смогу вернуться домой».
Бывший гендиректор потребовал от «Гемонта» 18 млн — долг по его личной зарплате
Название компании «Гемонт» в последнее время часто звучит в судах, а именно — в Нижнекамском горсуде. Так, с начала года туда поступило 14 исков от работников фирмы, причем большинство из них — коллективные, где истцами выступают более 10 человек. Все они требуют выплатить им зарплату, компенсации за задержку денег и моральный вред, в голос заявляя, что компания недоплатила им за сверхурочные работы и переработки в праздничные дни.
Самый интересный среди них — иск от того самого бывшего гендиректора Мухиттина, который проходит подозреваемым по уголовному делу о налоговых махинациях, к своему бывшему предприятию. По информации на сайте суда, иск был подан 8 июня, суд его зарегистрировал. Рассматривать его будет судья Резеда Хафизова.
«Они совсем неправильно вели себя»: СИБУР расстается с любимым подрядчиком ТАИФа
Суть иска на сайте суда не раскрывается: известно лишь, что он относится к категории споров, возникающих из трудовых отношений. Как сообщили «БИЗНЕС Online» в пресс-службе суда, Мухиттин требует от «Гемонта» выплатить ему зарплату. В частности, в иске он указывает, что работал гендиректором с 1 марта 2021 года по 20 мая 2022-го. Но в день увольнения ему якобы не выплатили зарплату за февраль, март и апрель, за эти три месяца накапало 6 млн рублей. И еще 1 млн 333 тыс. 333 рубля — за оставшиеся 20 дней мая. Т. е., по самым грубым подсчетам, Мухиттин получал в «Гемонте» 2 млн рублей в месяц.
Кроме того, Мухиттин попросил взыскать с «Гемонта» компенсацию за неиспользованный отпуск — 10,6 млн рублей. Сколько именно отпусков «прогулял» гендиректор, не уточняется. Таким образом, в сумме с компании, где Мухиттин проработал чуть больше года, он потребовал почти 18 млн рублей. Пока по иску назначено только предварительное судебное заседание на июль. Впрочем, сможет ли на него Мухиттин явиться лично — в свете последних событий большой вопрос.
Артем Кузнецов, Диана Авакян, Анастасия Гусева, Регина Шафиева