Найти тему

Площадь перед Плашкоутным мостом

Сегодня знакомим вас с фотографией Андрея Осиповича Карелина 1870-1880-х годов. «Это полностью ручная моя работа. Получилось на удивление тактично и акварельно: фотография сама буквально продиктовала своё цветовое решение», — рассказывает экскурсовод и младший научный сотрудник Нижегородского музея-заповедника Иван Богомолов. ⠀ При таком тщательном изучении буквально каждой точки снимка не обходится без открытий. Итак, сфотографирована нижняя площадь перед Плашкоутным мостом (сейчас на его месте — мост Канавинский). Это был оживлённейший перекрёсток, где город переходил в ярмарку. Стоит ли удивляться, что в центре кадра — извозчики? Впрочем, извозчики тоже бывают разные — легковые (что понятно и сегодняшним пассажирам) и ломовые. Ломовики — это «дальнобойщики» XIX века. А грузы им приходилось возить разные, поэтому и телеги для этих целей приходилось модернизировать прямо на месте. Присмотритесь к красным деталям — это настоящая мастерская для тогдашнего «тюнинга». Здесь можно было взять дополнительные дровни для лучшего крепления габаритного груза. Отсюда и множество верёвок-канатов на ломовой телеге, которыми крепились и дополнительные дровни, и собственно поклажа. ⠀ Эта фотография была сделана задолго до появления трамвая, и такие ломовики были особенно востребованы в грузообороте на прилегающих пристанях.

Если присмотреться к часовне слева (подворье Понетаевского монастыря), то видно, что снимок сделали незадолго до окончания её строительства. Окно справа ещё не вставлено, и кровля только-только смонтирована. Она буквально лоснится свежайшей шахматной краской. Так же поновлена была и шатровая часовня справа (Алексеевская). Что касается Алексеевской церкви (которая в советские годы была планетарием), то её зелёные купола прекрасно видны на известной опубликованной цветной панораме Карелина-Шишкина 1870 года. ⠀ Наконец, в верхнем правом углу в той же дымке синеет уже известная по прошлым публикациям «Муравьёвская дылда». А ещё одна интрига этого снимка раскроется в следующей фото-публикации.