Найти тему

как научиться рисовать

Оглавление

Казалось бы что тяжёлого в рисовании?

Взять карандаш в руку и начать творить, но не у каждого это получится. Настоящие художники могут часами составлять композицию.Начинающие писатели часто слышат совет о том, что в тексте надо не рассказывать, а показывать. Однако даже сами советчики редко толком понимают, как это сделать. Я давно собираюсь с вами поделиться своими наработками, которые, возможно, немного прояснят этот таинственный совет.Сразу хочу сказать, что универсальных рекомендаций не ждите. Их нет. У каждого свои мозги и работают они по-разному, поэтому у каждого свой путь в творчестве. Для кого-то мои советы окажутся неприемлемыми, для кого-то – ненужными. Но, возможно, кому-то и пригодятся.

Функции речи в писательском деле

Пишущий человек оперирует словами. Они являются главным каналом передачи информации, в них заключены значения и смыслы, знание которых позволяет нам понимать, что хочет сказать другой человек.

Речь, в том числе и письменная, выполняет несколько функций. Главной считается коммуникативная, то есть передача информации. На неё в основном и ориентируется пишущий человек, стараясь правильно подобрать слова – носители этой информации. Если использовать исключительно такою функцию, то получится тот самый «рассказ» — простая передача смысла, фиксация фактов, событий, состояний. Например: «В августе 1812 года при деревне Бородино состоялось решающее сражение с армией Наполеона». Всё чётко, ясно и понятно. Сухая информация.

Однако у речи есть и ещё три функции.

Семантическая – обозначение словами предметов и явлений. От того, какое слово мы выберем для обозначения явления, меняется не только его смысл, меняется и восприятие текста читателем. Сражение можно назвать боем, схваткой, стычкой, битвой и т. д. У каждого из этих слов есть свои нюансы, которые способны вызывать у людей разные ассоциации. Согласитесь, битва и схватка – это не совсем одно и то же.

Экспрессивная функция речи – это передача с помощью слов различных эмоциональных состояний: тревоги, радости, страха, надежды, любви, ненависти и т. д. Причём, если мы напишем: «Я очень испугалась», то это будет просто сообщение информации. Она никак эмоционально не окрашена. Чтобы передать в тексте любое чувство, нужно его нарисовать. То есть подобрать слова, которые соответствуют тому или иному состоянию. Если проще (или сложнее), то мы должны нарисовать словами человека, испытывающего чувство страха, или восторга, или нерешительности. А не сообщить читателю, что испытывает герой. Более подробно об этом можно почитать здесь.

Регуляторная функция – тоже чрезвычайно важная функция, в том числе и в писательском ремесле. С помощью слов можно регулировать поведение, эмоциональное и даже физиологическое состояние человека. Правильно подобранные слова и синтаксические конструкции пробуждают воображение, которое создаёт яркие живые образы. И наш мозг может выдавать на них реакцию, аналогичную восприятию реальности. У вас когда-нибудь холодели руки от страха при чтении книги? А сердце начинало колотиться часто и суматошно? Или, наоборот, губы непроизвольно расплывались в блаженной улыбке? Так действуют слова, точнее, правильно построенный и написанный текст, одной из важнейших задач которого является пробуждение эмоций.

Просто красивые картинки книжных миров от безвестных художников-коллажистов.

В качестве примера я привела вам предложение о Бородинском сражении. Вернитесь по тексту и ещё раз прочитайте его. Прочитали? А теперь строки поэта о том же сражении:

«Земля тряслась — как наши груди,
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...»

Чувствуете разницу?

Эти функции речи и являются основой писательского мастерства. Но это знание, думаю, вам ещё не слишком поможет научиться рисовать словами. Попробую объяснить, что для этого требуется. Сразу хочу сказать, есть люди, обладающие нужными задатками, которые быстро и легко развиваются в способности и при незначительных усилиях становятся талантом. У других людей какие-то из задатков менее ярко выражены, и им придётся приложить больше труда, чтобы овладеть мастерством писателя. Но я твёрдо убеждена: научиться этому может каждый человек, не имеющий каких-то умственных отклонений.

Как научиться рисовать словами

Возвращаюсь к избитому совету: словами можно рассказать, а можно описать или нарисовать. Для того чтобы в тексте появилась яркая картинка нужно несколько важных вещей.

Воображение и образное мышление

Чтобы нарисовать картину (неважно красками или словами), нужно либо видеть её оригинал перед собой, либо представлять в голове, используя воображение. Даже если автор пишет реалистическую прозу, ему всё равно нужно воображение, так как что-то придётся додумывать, менять, образы персонажей тоже «списываются» с реальных не под копирку.

Поэтому среди писательских способностей я бы на первое место поставила воображение и образное мышление. Оно необходимо, чтобы в голове возникла именно картинка, а не слова, передающие смысл или сюжет этой картинки. У современного взрослого человека с этим частенько бывают проблемы. Причём сам он таких проблем не замечает. Потому что в непроизвольном мышлении у нас слова и образы существуют вперемешку. А когда мы начинаем придумывать осознанно, то чаще пересказываем образы словами.

-2

Художница Christine Kornacki

Погружение в мир

Мир книги – это то пространство, в котором автор должен чувствовать себя как дома. Погружение в мир предполагает знание его до мельчайших деталей, до мельчайших подробностей. Вовсе не обязательно вываливать всё на читателя. Это лишнее. Но продуманность мира делает живым любое его описание. Каждая сцена, происходящая по сюжету, разворачивается в определённом пространстве и времени, в определённых декорациях и атмосфере.

Всё это автор должен не просто знать, а прочувствовать. Тогда даже незначительная сценка в общественном транспорте, в трактире, в сырой и мрачной пещере будет нарисована живо и реалистично. Причём не вымучена, а родится сама в голове автора, так как автор увидит ее своим внутренним взором.

Использование разных сенсорных каналов

Сенсорный канал, если кто-то забыл, — это канал получения информации из внешнего мира. Основным у человека считается зрение, оно поставляет нам до 70% информации о внешнем мире. Текст мы тоже воспринимаем с помощью зрения, однако чёрные буковки на белом фоне – это не совсем то, что нам нужно.

Нужна визуализация, чтобы мозг перевел язык слов в язык образов. Чтобы облегчить читателю этот процесс, не стоит забывать и о других органах чувств. Ведь одним зрением наше восприятие не ограничивается. И картинка будет более объемной, если в ее создании задействованы другие каналы. Прекрасно дополняют создаваемые образы звуки, запахи, тактильные ощущения. Иногда для создания эмоционального фона они важнее, чем зрение.

Мастером рисовать словами такие объёмные картины, несомненно, был Антон Павлович Чехов. У него в «Чайке» есть очень точное описание этого приёма: «Описание лунного вечера длинно и изысканно. Тригорин выработал себе приёмы, ему легко… У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова, а у меня и трепещущий свет, и тихое мерцание звёзд, и далёкие звуки рояля, замирающие в тихом ароматном воздухе…»

-3

Семантическая чуткость

Словарный запас и знание синонимов – это, несомненно, важно для любого пишущего человека. Но важнее, на мой взгляд, семантическая чуткость, то есть способность подобрать нужное именно в этой сцене, в этом эпизоде слово. А многословность, скорее, убьёт «картинку», чем сделает её ярче.

Вообще, о семантической чуткости, о чувстве слова стоит поговорить отдельно, а то иногда встречаешь совершенно умопомрачительные перлы. Например, автор описывает, как героиня, убегая от злодеев, тащила за руку подругу, и использует выражение «она волочилась за мной». Причём ни о каком юморе речи тут не идёт, всё даже трагично. Зато у читателя с развитым воображением может возникнуть совсем не трагическая картинка.

Надеюсь, эти советы хоть немного пояснили, как научиться показывать, а не рассказывать. Правда, здесь речь шла о мире, о декорациях книги, об эмоциональной атмосфере. Но художественный текст невозможен без образов людей, их отношений, переживаний, поступков.

Для того чтобы создать реалистические картины человеческих чувств и отношений писатель должен быть немного психологом. А может, и не немного. Но иногда для этого достаточно простой наблюдательности, а о «рисунке» человеческих эмоций я вам рассказывала в другой статье на эту тему.