Да, много «чудесных» открытий меня ждало на этом заводе. Могу показаться очень наивной, но до того, как я сюда приехала, я была уверена, что брак — это брак.
И только тут оказалось, что брак, в случае чего, можно выдать за готовую продукцию и, не удивляйтесь, осознанно отправить потребителям.
Откуда появляется заводской брак.
Начнем с того, что невозможно любому заводу работать вообще без брака. Всегда кто-то, что-то, где-то накосячит.
Прямо как в передаче «Что? Где? Когда?». Случаев появления брака так много, что можно тут описывать целый месяц — и то про все не напишешь.
Например, снабженцы привезут не тот припой, но вовремя не заметят, а пустят в производство, как говорится «с колёс».
А если и спохватятся, что материал не годится в производство, то внезапно окажется, что по Договору установлен такой допуск на отклонение по составу, что и заменить у поставщика теперь не получится.
О как.
И только Богу известно, как такой Договор был подписан и почему там изменились спецификации. Бог будет помалкивать, как и огорченные снабженцы, которые (бывает же такое!) не заметили подвоха.
Во всем виноват дядя Вася.
Как ни забавно прозвучит, но если какой-то рабочий случайно уронит деталь или другим образом получится брак, то с него непременно удержат из зарплаты по Акту.
Есть такой вид в списке заводских удержаний: «За брак». Но это работает только с условным дядей Васей. Потому что крупные «косяки» обычно решаются иначе и никто за них напрямую не отвечает.
Чем больше такой «косяк», тем труднее найти виновника. Там сразу оказывается такое стечение обстоятельств, что ну... Никто не виноват.
Как в том кино: «Не виноватая я! Он сам пришел!».
Знаете, о том, как снабженцы привозили материал, я расскажу отдельно, это достойно новой темы.
О том как брак маскировался под готовую продукцию.
Приведу пример с яйцами. Допустим, что при транспортировке есть какое-то количество боя.
Но, если заранее в машину погрузить битые яйца, то потом трудно доказать, что они побились не по дороге, а их положили в таком виде в машину еще на заводе.
Вот так и здесь. С большим интересом я накопала, что при транспортировке до Потребителя часто «готовая продукция» портилась целыми стеллажами.
А потом выяснила, что таким образом «катался» туда и обратно брак. Ведь брак возвращали на завод, где его снова и снова осматривали.
Брак делится на окончательный и исправимый.
Про исправимый расскажу в другой раз, но речь-то у меня сейчас про окончательный. Про тот самый брак, которому уже ничего не поможет, который никак нельзя использовать.
Хотя, как показала практика, его отлично приспособились использовать.
И тогда я придумала «мужика с топором».
Я наняла отдельного человека, чтобы он рубил топором бракованные изделия.
А надо сказать, что на этом заводе выпускались детали для автомобилей, у которых много тонкого алюминиевого металла. Даже слабый человек может погнуть эти пластины так, что их потом не выпрямить.
Но для верности мне был нужен именно удар топором. А лучше два-три хороших удара. Чтобы после этого никуда, кроме как в переплавку этот брак не попадал.
Чтобы он не крутился ни внутри завода (как очередной выпуск готовой продукции), ни за пределами завода (как испорченный товар при транспортировке).
Я лично показала мужику, как нужно бить по браку топором.
Ну вот так. Осталось только сказать, что трудно описать удивленные лица начальника цеха, его заместителей и мастеров, ответственных за брак.
Сейчас мне даже смешно вспоминать, как я, на каблуках и в костюме с юбкой, надела перчатки и... Продемонстрировала как нужно бить топором, чтобы потом получить хорошую премию за «работу» с браком.
Наверное, ещё ни разу этот мужик не получал такого удовольствия от простой работы.
Продолжу в следующий раз. Ставьте лайк, подписывайтесь, Ваша заводская Дурёха.