ДПЦ «СВЕТ ВАЛААМА» представляет:
Ночь музеев на Валааме.
Докладчики: Ольга Ипатова и Лариса Александрова
(хранители коллекции музея Валаамского монастыря)
Ольга Ипатова:
Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня, 18-го мая, в международный день музеев, мы решили рассказать вам об истории нескольких икон. Это валаамские иконы, которые проделав очень долгий путь вновь вернулись на Валаам. Первые две иконы, это – иконы Божией Матери «Знамение» и Архангел Михаил.
История их такова:
В 2017 году, в августе, на Валаам приехал архимандрит Иосиф (Пальчиков), духовник Свято-Дмитриевского Троекуровского Иларионовского женского монастыря Елецкой епархии. Во время своего визита он передал владыке Панкратию эти две замечательные иконы. На обороте иконы Божьей Матери «Знамение» было написано: «7 августа, 1922 года, Валаамский монастырь, иеромонах Лука». Вначале у нас была такая мысль, что это время написания этих двух икон, но потом мы поняли, что это более ранние иконы. Сам архимандрит Иосиф получил эти иконы, когда был благословлен архимандритом Кенсорином (Федоровым) на монашество. И эти две иконы он получил как благословение. Самое поразительное, что, когда он их получил, архимандрит Кенсорин произнес такие слова, на тот момент совершенно непонятные о. Иосифу: «Есть пожелание, есть напутствие схиигумена Луки вернуть эти иконы на Старый Валаам». А было это в 1971 году в Псково-Печерском монастыре. Но тогда эти слова вызвали у монаха Иосифа недоумение т.к. в это время Валаам был почти полностью разрушен и находился в страшном запустении.
Пару слов об этом удивительном архимандрите Иосифе:
Родился в 1951 году, родители дали ему имя Пётр. В возрасте 15 лет он приходит в братию Псково-Печерского монастыря. Советский Союз в полном разгаре. На тот момент, по советским законам, в монастыре не могли жить ни трудники, ни послушники – только монахи. Поэтому всех, кто приходил, оформляли разнорабочими. Затем, в 1971 году, в возрасте 20 лет, он постригается в монахи с именем Иосиф. Некоторое время он жил в Псково-Печерском монастыре, проходил разные послушания. Эти две замечательные иконы всегда были у него в келии. Потом он получает послушание уехать в Елецкую епархию в Свято-Дмитриевский женский монастырь в качестве духовника.
На протяжении 45 лет отец Иосиф келейно молился перед этими иконами. И в какой-то момент времени, как он сам говорит, вдруг всплыло это напутствие: вернуть иконы на Валаам. В течение трех дней собрались и поехали, на Преображение в 2017 году. Когда эти иконы были в монастыре, сестры сделали для них киоты. Долго, долго иконы находились в этих киотах, и чтобы увезти, иконы надо было оттуда вынуть. Когда стали вынимать иконы обнаружили запись «Иеромонах Лука, Валаам, 1922 год, 7 августа». Иконы были торжественно переданы, потом они перешли к нам в Валаамский музей.
Как говорит архм. Иосиф: «Я сам с отцом Лукой никогда не общался». Потому, что, когда разнорабочий Пётр Пальчиков пришел в Псково-Печерский монастырь, схиигумен Лука уже был в достаточно преклонном возрасте и не очень хорошо себя чувствовал. А вот келейником у него был монах Кенсорин, который этими иконами благословил Иосифа на монашество. «Но я очень хорошо помню все рассказы про Старый Валаам, про порядки Старого Валаама, про то, как жили на Старом Валааме», - говорит архимандрит Иосиф. Также он очень хорошо помнит, что братия часто говорила о том, что отец Лука всё время всех напутствовал: «Живи – не тужи и будь всегда послушным». И на вопрос «Что есть монах валаамский?» отец Лука отвечал: «Монах есть земной ангел и жизнь его должна быть ангельской – он каждую минуту должен славить Господа».
Сам же отец Лука (в миру Иаков Савельевич Земсков) родился 28 сентября 1880 года в небогатой семье Ярославской губернии. Как свидетельствует архив Ново-Валаамского монастыря, в братию Валаамского монастыря он поступил 13 июня 1905 года. В феврале 1909 года уже был зачислен в послушники, а 23 июня 1912 года был пострижен в монашество игуменом Маврикием. Имя своё он получил в честь апостола и евангелиста Луки. Потом в своих дневниковых записях отец Лука отметит, что слишком рано получил монашество, - в 1909 году послушник и сразу через три года пострижен в монахи. Объясняет он это тем, что был келейником у игумена Маврикия. «А те, кто вместе со мной получали послушника, были пострижены только через десять лет» - отмечал он. Затем, в 1917 году, отец Лука рукоположен в иеродиакона, и еще через пять лет в иеромонаха. Помимо того, что он служил, с 1922 года он проходил еще одно послушание -- гостиничником Зимней гостиницы.
Забегая вперед, в 1936 году Валаамский монастырь посетил Борис Константинович Зайцев, он описывал отца Луку так: «…Сдержано-серьезен, и «весь в себе» о. Лука. Он постучал, вошел, перекрестился на икону, высокий, худой и слегка сгорбленный, в белом подряснике с черным бархатным поясом. Приблизился к столику, благословил яства и степенно сел. Он, как здесь говорят, «хозяин» гостиницы».
Но наступают непростые времена – революция. И, как мы знаем, на Валааме происходит раскол на «старостильников» и «новостильников». И в 1926 году «за демонстративное выступление против начальства и духовной власти, за нарушение порядка монастырского устава», ряд монахов-старостильников были лишены права священнослужения, в том числе и отец Лука. Отец Лука был очень твёрдый «старостильник». Но прошло время, расставило всё на свои места, и в 1935 году отец Лука принёс покаяние, вновь стал служить и вновь стал «хозяином» гостиницы.
Опять тяжелые времена – 1940 год. Наша братия уходит в Центральную Финляндию, где основывается Ново-Валаамский монастырь. Но были и те члены братии, которые не просто тосковали по Родине, но просто не могли без нее жить. По воспоминаниям отца Иосифа, был такой рассказ, про одного из монашествующих, который настолько тосковал по Родине, настолько был огорчён и расстроен, что решил пешком перейти через границу. И в 1947 году ему это удалось, недалеко от города Сердоболя – нынешнего города Сортавала. В Сердоболе его подобрали уже в разорванных монашеских одеждах и он, к счастью, остался жив.
Конечно, эти настроения о том, как бы вернуться на Родину, среди Ново-Валаамского монашества, особенно среди монахов преклонного возраста, всегда были. И в 1957 году, по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия I, семь Валаамских старцев возвращаются в Россию. Младшему из уезжающих было 59 лет, старшему – 84 года. Уезжали они на Старый Валаам и с собой они взяли два чемодана икон. Один из этих чемоданов у них украли на вокзале. Братия очень переживала, очень расстраивалась, а вот отец Лука (Земсков), сказал: «Нет, наверное, всё правильно: сейчас люди прожили достаточно долго без Бога и им, наверное, не хватает икон». Вот такое философское отношение. А один чемодан всё-таки остался. И в этом чемодане были, в том числе, наши замечательные две иконы. На Старый Валаам их, естественно, не пустили. Местом для дальнейшего служения или проживания, как тогда говорили, назначили Псково-Печерский монастырь. Когда братия уходила с Нового Валаама, то схимонах Михаил сказал: «Хоть на крест, хоть на мучения, но умереть на Родине, со своим народом». Сказал он это когда ему было 80 лет. И тоже ушёл в Псково-Печерский монастырь.
В Псково-Печерском монастыре очень опытная Валаамская братия сразу же снискала уважение и со стороны братии, и со стороны прихожан. Когда в 1971 году о. Иосиф был пострижен в монашество, он вспоминал, что до его прихода в монастырь, когда паломники приходили уже не в первый раз, они всё время спрашивали про отца Луку. Ибо в конце 50-х – начале 60-х годов не было человека, который уезжая из Псково-Печерского монастыря не посетил бы замечательного старца. Как вспоминал келейник отец Кенсорин, отец Лука обладал даром прозорливости. И однажды, он спросил отца Луку: «Ну вот как ты, отец, впервые видишь человека и рассказываешь ему про него самого, ты ему намечаешь путь, как это возможно?», на что отец Лука говорил: «Я просто долго живу и много видел». Но сама братия считала, что таким образом отец Лука показывал своё смирение: «Он молился Богу, и Господь ему внушал как поступить, что сказать или написать. В нём жила благодать Духа Святого». Отец Лука скончался 19 ноября (2 декабря) 1968 года. Покоится он на кладбище Псково-Печерского монастыря. До сих пор в Печорах помнят этих валаамцев. Их было всего семь человек. Прожили они в монастыре не так долго, но этот дух Валаамский до сих пор жив и почитаем в Печорах.
Напомню имена валаамцев, которые пробыли в Печорах: схиигумен Лука, игумен Геннадий, иеросхимонахи Иоанн и Михаил, схимонахи Николай и Герман, монах Сергий.
Вот такой длинный путь проделали иконы, прежде чем вернуться на Валаам. Иконы пришли к нам в достаточно хорошем состоянии, сейчас, Лариса Ивановна вам расскажет про технику письма, про возможное время их написания, про реставрацию, и про то, какую реставрацию еще необходимо выполнить.
Лариса Александрова:
Я скажу несколько слов о реставрации, о методике восстановления этих икон. Выполнены они на прессованном картоне, то есть это не древесина. И покрыты тонким слоем левкаса, на золотых фонах. Эти иконы можно сравнить с так называемыми «новгородскими таблетками» - это иконы Софийского Собора Великого Новгорода, XV—XVI веков. Они тоже были аналойными. Наши по размеру как раз похожи на аналойные. Основу «новгородских таблеток» составляет холст, то есть там древесины не было. У нас – картон, а там – холст, двухслойный, между ними, как бы третьим слоем, проложена бумага и с обеих сторон они были покрыты левкасом. Наши же иконы покрыты левкасом с одной стороны и, всё-таки, это не дерево, а картон. И их немножко повело, выгнуло в одну сторону – они, такие, выпуклые. Иконы получились разные по толщине – может это была какая-то ручная работа.
Писали яичной темперой, а потом, какие-то лессировочные слои могли делать маслом. На таких картонках писал известный портретист и иконописец Владимир Лукич Боровиковский, которого почитали и на Валааме. Эта техника была перенята нашими валаамскими иконописцами от него.
Манера письма немного напоминает манеру письма ликов Василия Макаровича Пешехонова. В середине XIX века это был придворный иконописец, он много поработал на Валааме со своей артелью. По лику, вы видите, вот здесь, на небе – потёртости… В общем, предстоят реставрационные работы. А время написания – скорее всего, это начало XIX века, первая половина. По этим двум иконам, больше информации пока нет. Исследовательские работы еще идут.
Ольга Ипатова:
Еще две иконы Валаамского письма «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и «Святых апостолов Павла и Матфея». Тут уже с датировкой всё хорошо потому, что датировка есть на иконах 1858 и 1855гг. Вернулись они на Валаам в 2013 году. Икона «Усекновение главы» - из иконостаса, что за иконостас мы пока не знаем, но судя по дате это храм Ильи Пророка на Ильинском скиту. В это же время был поставлен Предтеченский храм, он в двух уровнях, но верхний не подходит так, что это или нижний храм Предтеченского скита, или Ильинский. То, что касается другой иконы (апостолов), с большими утратами, очень сложно сказать, где она находилась.
История этих икон такова:
1940 год, братия уходят в Ново-Валаамский монастырь, но многие святыни остаются на острове. Затем, наступает короткий период 1940-1941гг., когда Приладожье становится Советской территорией. На Валааме была школа боцманов и было немного народу, поэтому, больше пострадало Северное Приладожье. В городе Сортавала, в Никольском храме, в 1940 году была обустроена конюшня. В Казанской церкви, что при въезде в город, так же была конюшня. Остальные храмы использовались как склады и клубы и за небольшой период внутреннее убранство православных храмов в Приладожье было полностью уничтожено.
В 1941 году начинается ВОВ, финская армия с боями захватывает приладожские земли и, начиная с 1942 года, жившие на них раннее финские жители начинают возвращаться в эти места. Придя в Сортавала, православные финны, увидев состояние православных храмов, сразу начали их восстанавливать. Они сумели восстановить внутреннее убранство некоторых храмов, но писать иконы ни было не времени, ни сил.
То, что я расскажу дальше не имеет документального подтверждения и известно, только, из устных рассказов нынешних жителей города Сортавала, а они слышали это от своих бабушек и дедушек. В 1942 году девять человек братии Валаамского монастыря возвращаются на Валаам и поскольку, там еще сохранилось, частично, внутреннее убранство храмов, они передают несколько икон в Никольский собор города Сортавала и в домовой храм Иоанна Дамаскина. Перед этими иконами прихожане молились до 2012 года.
В 2012 году начинается очередная реставрация обоих храмов, некоторые иконы начинают менять и 14 валаамских икон благочинный Северного Приладожья отец Андрей Бондаренко передаёт в Валаамский музей. Среди них икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» и икона «Святых апостолов Павла и Матфея». Обе иконы почти полностью отреставрированы и займут достойное место в экспозиции музея. Иконы очень достойные, проделали долгий путь, всё время перед ними кто-то молился, они «живые».
Лариса Александрова:
Уровень исполнения этих икон очень высокий, не ниже икон Пешехонова, возможно, что это были мастера его артели. Исполнение напоминает лаковую миниатюру. Артель Пешехонова, работая на Валааме в середине XIX века, приглашала к себе мастеров из Мстеры, Холы и Палеха, это подтверждено документально. Скорее всего, это иконописцы-миниатюристы из Мстеры. Они могли входить в состав артели Пешехонова или работать самостоятельно. Первоначально мы предполагали, что иконы могли находиться в Успенском храме обители, в утраченном праздничном ряду. Но обратившись к книге Ольги Сипполы, где все эти иконы подробно перечислены, поняли, что эти иконы не оттуда, праздники не совпадают. Точно известна фамилия лишь одного из мстерских иконописцев – Сосин. Икон всего шесть, это половина иконостаса. Есть половина ряда пророков и половина апостолов, а ещё центральная – Господь Саваоф. Техника исполнения рядов отличается, их могли писать разные мастера.
Проблема этой иконы (апостолов Павла и Матфея) в том, что она поедена шашелем (древесным мебельным жучком). На первый взгляд сохранность иконы очень хорошая, но её даже не взять руками, она осыпается. Мы будем пытаться её укрепить, восстановить. Икона может иметь отношение к Успенскому храму.
#валаам #иконы #вера #православие #новый Валаам