Треть века Россия прожила в пришедшем с Запада менталитете потребления. И одно из качеств, которое активно вырабатывалось в потребителе – это его беспомощность перед товарами и услугами. Смысл понятен – выгодно, когда потребитель не может самостоятельно решить свою проблему и обращается к бизнесу, а бизнес уже подбирает подходящий под кошелек потребителя продукт. И не только подбирает, но и заботится о том, чтобы потребитель никак не мог подстроить потребляемый продукт под себя. В конечном итоге из совокупность отдельных случаев просто становится «синдромом потребительской беспомощности», когда человек уже не думает о том, что он может без посторонней помощи справиться с продуктом.
Например, в инструкции к карнизу для шторы написано, что его должны настраивать инсталляционные рабочие. Надо же, а раньше просто шуруп в стену вкручивали. И выглядело не хуже. Впрочем, до такого катастрофического состояния, как на Западе, мы не дошли и уже не дойдем. Например, один мой знакомый русский, живущий в США, жаловался, что на ноутбуках стоит пароль, чтобы пользователи не могли переустановить систему. В те времена появилась Vista – одна из самых гадостных операционных систем. Естественно, ее хотелось поменять на актуальную тогда ХРюшу. А вот ведь нельзя. И вообще запрещено. Ну да русский человек «нельзя» не понимает. Все равно сделает так, как ему удобно, хоть бы и к хакерам на поклон пойдет.
Вот и Александр Бастрыкин на днях удивил. Пошел очки «немного поправить» к офтальмологам. И огорчился так, что это вылилось дополнительную речь на тему импортозамещения. Ну да, настроить очки теперь без дорогого японского или европейского оборудования нельзя. Хотя, на самом деле, линзы на каждый глаз легко определяются подбором. Человек без всякого оборудования может определить лучше ему видно или хуже. Расстояние между глаз тоже можно подобрать самому – благо, что сейчас оправы металлические и их можно гнуть в различных направлениях до тех пор, пока настройки не станут оптимальными. Ну, так нет же, разучились.
С компьютерами вообще получилось интересно – в 90-е объявили, что свобода победила. Пользователи выбрали открытую архитектуру, и IBM оставили с носом Макинтош. (Т.е. компьютер, доступный для модернизации оказался более востребованным, чем девайсы и спецкомпьютеры). Но вот прошло время, и все наоборот. Девайсы взяли свое, человечество отказалось от свободы, которую выбрало в первые годы. И это касается всего мира, а не России. В России, по крайней мере, не блокировали ноутбуки от пользователей, как я говорил выше.
Вот и вернулись мы к тому, самому ремонтировать или вызывать специалиста. В действительности, оптимальный вариант – он где-то в середине. Заниматься всем самому – это когда ж тогда основную работу делать, можно всю жизнь на мелочи потратить. Но каждый раз обращаться к посторонним людям – тоже мало приятного. Ведь иногда быстрее самому отремонтировать что-то за пол часа, чем заниматься поисками того, кто это сделает. Как тот же антивирусник поставить - простейшее же действие, а ведь сколько специалистов этим занимается за деньги.
Умение самостоятельно решать минимальные проблемы с вещами, которыми человек пользуется – это не просто экономия, а прежде всего уменьшение зависимости от производителя, который хочет захватить инициативу над потребителем. Но и экономия тоже может быть полезным. Многие пользователи могут похвастаться, что они достаточно зарабатывают, чтобы получить профессиональные услуги, но в конечном итоге они могут потратить не только деньги, но и остаться без любимого удобного предмета, который «профессионалы» тоже вполне могут испортить, подменить запчасти или убедить, что его пора выбрасывать.