Экранизация одноименного романа Тургенева
Основная идея романа – жизнь не должна строиться лишь на личном счастье, человек не должен жить лишь для себя. Необходимо служить высокому идеалу. Измена жены Лаврецкого разрушила его жизнь, ведь у него не было иных целей в жизни, кроме как быть счастливым. А у Лизы было великое стремление, которое она реализовала. Очень сомнительное произведение, ведь на мой взгляд в итоге оказались несчастливы все.
В экранизации основную мысль не смогли донести, а уход Лизы в монастырь не показан. Сложно понять, почему Кончаловский посчитал себя интересней Тургенева. Фильм затянут не там, где нужно, а значимые отрывки выброшены. Неудачная экранизация. При это, если не соотносить с оригиналом, вполне интересная картина вечной русской жвачки о страдании на ровном месте.
Роман стал причиной серьёзной размолвки между Тургеневым и Гончаровым. Д. В. Григорович, в числе прочих современников, вспоминает:
Раз — кажется, у Майковых — рассказывал он [Гончаров] содержание нового предполагаемого романа, в котором героиня должна была удалиться в монастырь; много лет спустя вышел роман Тургенева «Дворянское гнездо»; главное женское лицо в нём также удалялось в монастырь. Гончаров поднял целую бурю и прямо обвинил Тургенева в плагиате, в присвоении чужой мысли, предполагая, вероятно, что мысль эта, драгоценная по своей новизне, могла явиться только ему, а у Тургенева недостало бы настолько таланта и воображения, чтобы дойти до неё. Дело приняло такой оборот, что пришлось назначить третейский суд, составленный из Никитенкo, Анненкова и третьего лица, — не помню кого. Ничего из этого, конечно, не вышло, кроме смеху; но с тех пор Гончаров перестал не только видеться, но и кланяться с Тургеневым.