Найти в Дзене
Новости прошлого

Криминальная Англия: Тайна роковой стрелы и разборки в королевской семье.

Оглавление

Тот злополучный день 2 августа 1100 года подходил к концу. Жизнь в вечернем лесу постепенно замирала. Лишь иногда покой нарушался звуками лесных обитателей. Нью-Форест погружался в темноту. Подобно тому как заканчивался день, закончился и земной путь Вильгельма II. Пронзенный стрелой король Англии лежал, не подавая признаков жизни…

Смерть Вильгельма Второго. Изображение из «Картинок английской истории» Джорджа Рутледжа и сыновей
Смерть Вильгельма Второго. Изображение из «Картинок английской истории» Джорджа Рутледжа и сыновей

Дележ Наследства

К закату своих дней король Англии Вильгельм I мог быть доволен тем, как сложилась его жизнь. Будучи на момент своего рождения лишь незаконно рожденным сыном герцога Нормандии (ныне одноименная область на севере Франции), он сумел за счет поддержки знатных феодалов занять и утвердиться на отцовском престоле. А дальше его ждала огромная внешнеполитическая победа. Воспользовавшись неурядицами в соседнем государстве, Вильгельм включился в борьбу за английский престол. В 1066 году он высадился на берегах Туманного Альбиона (видимо давали знать корни предков – основателей Нормандии суровых викингов), и одержав победу в битве при Гастингсе захватил английскую корону. Так Вильгельм Бастард стал Вильгельмом Завоевателем.

В России принято произносить на немецкий манер т.е. Вильгельм Завоеватель. Хотя во Франции его звали Гийом, а по английски это имя звучит как Уильям.
В России принято произносить на немецкий манер т.е. Вильгельм Завоеватель. Хотя во Франции его звали Гийом, а по английски это имя звучит как Уильям.

Многие годы крепко державший бразды правления король к концу жизни должен был решить вопрос наследования англо-нормандского государства. Претендентами являлись три его сына: Роберт, Вильгельм и Генрих. К концу повествования читатель сам определит, кто из них был умным, кого можно назвать так и сяк, а кому была уготована участь дурака. Существенная оговорка: был и еще один сын по имени Ричард по возрасту второй после Роберта. Однако к тому моменту его уже не было в живых. Он съездил на охоту в Нью-Форест, где, собственно, и погиб. Запомните, этот момент затем еще выплывет.

Три «любящих» друг друга брата

Итак, начнем знакомство со старшего. Роберт Куртгез – судя по источникам воинственный, храбрый, но в то же время довольно простой и добродушный малый. В нашей литературе традиционно его прозвище переводят как «короткие штаны», хотя скорее всего имелись в виду короткие чулки. Штаны тогда были одеждой простолюдинов. С высокой долей вероятности можно говорить о том, что прозвали его так из-за короткого роста. В некоторых исторических трудах старшего сына Вильгельма Завоевателя именуют ещё и «Коротконогий».

Герцог Нормандский Роберт Куртгёз максимально соответствовал образу настоящего рыцаря.
Герцог Нормандский Роберт Куртгёз максимально соответствовал образу настоящего рыцаря.

Отношения Роберта с отцом не сложились. Вернее, сначала они не сложились с братьями, а затем с поддержавшим их отцом. Не сложились настолько, что Роберт поднял мятеж и, как считается, во время битвы нанес Вильгельму I ранение. Затем отец с сыном и мирились, и ссорились снова. Поэтому после смерти короля Роберту достались не все земли, а только фамильное владение династии – герцогство Нормандия, где он и так уже сидел не первый год.

Роберт ранит своего отца. Изображение из «Хроники Англии 55 г. до н.э. - 1485 г. н.э.»
Роберт ранит своего отца. Изображение из «Хроники Англии 55 г. до н.э. - 1485 г. н.э.»

В итоге в 1087 году английский престол унаследовал не старший, а следующий по старшинству сын короля, вошедший в историю как Вильгельм II Руфус или Вильгельм Рыжий. Прозвище получено не то из-за красного лица, не то из-за рыжих волос. Вильгельм Вильгельмович поначалу сумел крепко встать у руля страны, но со временем стремление к неограниченной власти начало выводить подданных из себя. Налоговый гнет усиливался, и даже церковь страдала от финансовых аппетитов короля.

Король Вильгельм II был умным и расчетливым политиком, но современникам более всего запомнились его жадность и деспотизм.
Король Вильгельм II был умным и расчетливым политиком, но современникам более всего запомнились его жадность и деспотизм.

Любимым увлечением монарха была охота, а вот в производстве наследников Вильгельм никакого рвения не проявил. Никогда не был женат, даже сведения о любовницах отсутствуют. Современники с неприязнью смотрели на красавчиков щёголей в окружении короля. А ему самому, видимо, было наплевать на мнение подданных. Гораздо больше Рыжего занимал вопрос, как отжать у старшего брата Нормандию. Тяжело было примириться с тем, что родная земля принадлежит другому. Тем более что английская знать посматривала на Роберта как на потенциальную замену нелюбимому королю.

Младшенькому Генриху земель не досталось. В наследство он получил 5000 фунтов серебра, часть из которых потратил на приобретение владений в Нормандии. Скорее всего, Генрих испытывал определенное чувство обиды, ведь в отличие от старших братьев он появился на свет после 1066 года. То есть с рождения был сыном короля. Впрочем, до поры до времени парень вёл себя тихо…

О молодых годах Генриха известно лишь, что его образованию уделялось гораздо больше внимания, по сравнению со старшими братьями.
О молодых годах Генриха известно лишь, что его образованию уделялось гораздо больше внимания, по сравнению со старшими братьями.

Следует признать, в желании угодить всем король-отец, как часто бывает, не угодил никому. После смерти в 1087 году Вильгельма Завоевателя первыми сцепились старшие сыновья. Несколько позже к братским разборкам подключился и Генрих, который сначала поддержал Роберта, затем переметнулся на сторону Вильгельма Рыжего, а затем потерпел поражение от них обоих.

К 1096 году казалось, что конфликт постепенно угас. Генрих примирился как минимум с Вильгельмом II и вернулся в Англию. Ну а Роберт, будучи настоящим рыцарем, решил принять участие в Первом Крестовом походе. Однако, не имея достаточных средств для осуществления данного мероприятия, не нашел ничего лучше, как заложить Нормандию своему братцу Вильгельму. Английский король, который не проявлял ни малейшего желания расставаться с комфортной жизнью на Туманном Альбионе и отправляться на спецоперацию по защите христианского населения Святой земли, с радостью согласился на такую сделку.

Правда заботливому монарху пришлось изрядно перетряхнуть свое королевство, чтобы одолжить денег брату. Обложенные непомерными налогами подданные после этого «полюбили» своего короля еще больше. Хотя едва ли это его интересовало. Главное, что теперь он, по сути, стал хозяином в Нормандии, и наверняка в тайне надеялся, что Роберт никогда не вернется из далекого и опасного похода.

Стоит заметить, что в мае 1100 года случилось неприятное событие. Внебрачный сын Роберта Куртгеза по имени Ричард уехал поохотиться в Нью-Форест и погиб.

Место преступления

Развлечений в средневековье даже у королей было немного и охота, несомненно, была самым популярным времяпрепровождением. Уже не раз упомянутый в повествовании Нью-Форест представлял собой местность в графстве Гэмпшир, которая еще в 1079 году была объявлена заповедным королевским лесом. Собственно, кроме леса туда входили луга, поля и реки. А вот находившиеся здесь 60 деревень были снесены вместе с церквями по приказу Вильгельма Завоевателя. Вся эта местность отныне стала охотничьим угодьем английских монархов.

Несколько более поздняя карта Королевских лесов. Как мы видим, Нью-Форест расположен на юге Англии.
Несколько более поздняя карта Королевских лесов. Как мы видим, Нью-Форест расположен на юге Англии.

Сложно представить, что чувствовали местные жители, которых лишили родного дома и источника пропитания. Королевские леса были богаты дичью, но далеко не каждый решался поохотиться там. К браконьерам применялись суровые наказания. За убитого оленя вполне могли в качестве наказания ослепить, отрубить ногу или руку, а то и лишить жизни. Вскоре поползли зловещие слухи о всякой чертовщине, творящейся в лесу. Череда смертей среди знатных охотников, казалось, служила подтверждением этих рассказов.

Тот злополучный день

Итак, 2 августа Вильгельм II со своей свитой отправляется на охоту в Нью Форест. Достоверно известны несколько лиц, сопровождавших его. Для нас наиболее интересны некий Уолтер Тирелл и уже знакомый нам младший брат короля Генрих.

Уолтер Тирелл, видимо, являлся приближенным короля, хотя о нем самом известно немного. Если бы не события 2 августа 1100 года, скорее всего имя Тирелла затерялось бы в дебрях английской истории. Из источников также мы знаем, что он являлся хорошим стрелком. В день смерти Вильгельму преподнесли в подарок шесть стрел, из которых четыре он взял себе, а две другие передал Тиреллу, сказав: «Хорошему лучнику, хорошие стрелы».

«Вильгельму Руфусу дарят шесть новых стрел утром в день его смерти», иллюстрация из книги «История нации» Ричарда Кейтона Вудвилля.
«Вильгельму Руфусу дарят шесть новых стрел утром в день его смерти», иллюстрация из книги «История нации» Ричарда Кейтона Вудвилля.

Дальше приходится верить рассказам из английских хроник. В ходе поиска добычи Вильгельм и Тирелл оторвались от остальной свиты...

«Солнце уже склонялось, когда король, натянув лук и пустив стрелу, слегка ранил прошедшего перед ним оленя… Олень еще бежал… Король долго следил за ним глазами, подняв руку, чтобы защититься от солнечных лучей. В этот момент Уолтер решил убить еще одного оленя. О, милостивый Боже! Стрела пронзила грудь короля. Получив рану, король не произнес ни слова; но отломил древко стрелы в том месте, где она торчала из его тела… Это ускорило его смерть. Уолтер немедленно подбежал, но, обнаружив, что тот потерял сознание, вскочил на лошадь и убежал с предельной скоростью. Действительно, преследовать его было некому: одни помогали ему бежать; другие жалели его».
Смерть Вильгельма Руфуса, литография Альфонса де Невиля, 1895 г.
Смерть Вильгельма Руфуса, литография Альфонса де Невиля, 1895 г.

Затем начинается трагикомедия. Узнав о гибели Вильгельма, находившийся неподалеку Генрих не стал тратить время на проявление печальных эмоций, а во весь опор поскакал в Винчестер захватывать казну. Король остался лежать в лесу...

На самом деле, эта поспешность понятна. Кроме Генриха имелся лишь один претендент на престол, но вот проблема: совершивший изрядное количество подвигов в Святой земле Роберт Куртгез уже «демобилизовался» из Крестоносного войска и возвращался домой. Как только старший брат узнает об образовавшейся вакансии на английском престоле, он не замедлит переправится через Ла-Манш и заявить свои права. Кого поддержит знать непонятно и нужно помочь сделать им правильный выбор.

Тут, как назло, одновременно с Генрихом к месту назначения прибыл Вильям де Бретей (он также участвовал в злополучной охоте). Знатный феодал встал на страже казны и напомнил о главенстве Роберта в наследовании престола. В последовавшей перепалке Генрих одержал победу, использовав как аргумент свою порфирородность – т. е. факт рождения уже после воцарения Вильгельма Завоевателя. Вторым аргументом стал меч, который потенциальный наследник выхватил из ножен для большей убедительности своих слов.

Вильям де Бретей как мог пытался защитить казну. Но Генрих с мечом в руках сделал ему предложение, от которого невозможно отказаться.
Вильям де Бретей как мог пытался защитить казну. Но Генрих с мечом в руках сделал ему предложение, от которого невозможно отказаться.

Вскоре подъехали и другие дворяне. Кровопролития всё же удалось избежать. Спустя всего лишь три дня Генрих I был коронован.

Так кто убийца?

С точки зрения криминалистики, свидетелей никаких. Вернее, единственный возможный свидетель – он же и главный подозреваемый. Уолтер Тирелл немедленно уехал во Францию, хотя нет сведений о попытке его преследовать. Даже принадлежавшие ему владения в Англии не были конфискованы. По прошествии лет мы уже не можем допросить подозреваемого, однако аббат Сугерий имел возможность пообщаться с ним во Франции, о чем упоминает в одном из своих сочинений:

«Некоторые обвиняли наизнатнейшего мужа Уолтера Тирелла в том, что это он выпустил стрелу. Но я часто слышал от этого Тирелла, не связанного ни надеждой, ни страхом, клявшегося и подтверждавшего клятву, что в этот день он не был в той части леса, где находился король, и вообще, в тот день не видел его в лесу».
Смерть Вильгельма Красного. Изображение из «Хроники Англии 55 г. до н.э. - 1485 г. н.э.»
Смерть Вильгельма Красного. Изображение из «Хроники Англии 55 г. до н.э. - 1485 г. н.э.»

Любопытно, что Сугерий воспринимает смерть Вильгельма «как божественное воздаяние, для которого были причины, так как он был невыносимым угнетателем бедных, жестоким грабителем церквей, после смерти епископов и прелатов, нечестиво присваивал их имущество». Идея Божьего предопределения сквозит и в английских хрониках. Отсюда описание мрачных предсказаний, игнорируемых монархом, кровавого вещего сна короля накануне смерти.

Какие же стоит подвести выводы?

  1. Самоубийство можно исключить, если только король не попросил о помощи в этом деле Уолтора Тирелля.
  2. Мало вероятна, но возможна версия о встрече короля в лесу с браконьерами. Здесь только следует учитывать, что любые браконьеры должны были разбежаться, едва услышав посторонние голоса в лесу, к тому же на момент убийства охотники рыскали в поисках добычи уже несколько часов. Да и не каждый крестьянин мог позволить себе лук со стрелами.
  3. Независимо от того умышленное это убийство или нет, Уолтор Тирелл уже 900 лет остается главным подозреваемым.
  4. Даже если это не дело рук Тирелля, все равно нельзя на 100% утверждать об умышленном убийстве. Гибель на охоте была распространенным явлением в те времена.
  5. Если все же смерть короля не была несчастным случаем, наиболее очевидно подозрение падает на Генриха. Стремительные и четкие действия по занятию престола сразу после смерти брата говорят в пользу этой версии.
  6. Если верить источникам, то создается твердое убеждение, что многие в Англии могли желать смерти Вильгельму Рыжему. Поэтому деспотичный правитель вполне мог стать жертвой кого-либо из английских феодалов.
Король Вильгельм Руфус на троне, раненный стрелой. «Хроника Лэнгтофта». Англия; около 1307-1327 гг.
Король Вильгельм Руфус на троне, раненный стрелой. «Хроника Лэнгтофта». Англия; около 1307-1327 гг.

Таким образом, тайна гибели английского короля так и осталась не раскрытой, хотя источники, кажется, дают нам своеобразную разгадку. Несмотря на весь религиозный мистицизм средневековых хронистов, за идеей Божьего предопределения в данном случае стоят вполне здравые рассуждения. Даже если бы 2 августа 1100 года Вильгельм II благополучно возвратился бы с охоты, весьма вероятно, что спустя некоторое время ему все-таки помогли бы отойти в мир иной, учитывая количество недоброжелателей у короля.

#англия #средневековье #король #охота #ИСТОРИЯ