Кто основал Яндекс
Аркадий Волож еще в 1988 сеял планы о создании компьютерной программы, которая смогла бы находить информацию в больших текстах для русскоязычного сообщества. Так и появился Яндекс, основанный двумя Аркадиями: Аркадием Воложем и Аркадием Борковский. Позже Аркадий Борковский эмигрировал в США, а его место занял перспективный однокурсник Воложа, Илья Сегалович.
Чем изначально был Яндекс ?
На первых стадиях разработки Яндекс представлял из себя несколько локальных поисковых программ, как, к примеру, поиск по Библии или Международный классификатор изобретений. Эта технология и получила название “Яndex”. Компания Comptek, возглавляемая тогда Воложем, начала сотрудничать с Яндексом в 1993 году, как раз для нее Сегалович и усовершенствовал поисковую технологию на базе Яндекса. Через два года Яндекс уже переписали так, чтобы он работал с интернет-сайтами Рунета, и уже в 1997 году на международной технологической конференции Softool была впервые продемонстрирована поисковая система “Яндекс”.
Comptek - компания, основанная Аркадием Воложем, занимавшаяся авторизацией рабочих мест и поставкой компьютеров
Когда был основан Яндекс ?
Именно презентацию Яндекса на конференции Softool 23 сентября 1997 года и принято считать датой основания компании.
Волож спасает компанию
Понятное дело для развития Яндекса нужны были инвестиции. Ключевые разработчики Яндекса были готовы отдать контрольный пакет инвесторам, который в любой момент могли кардинально изменить компанию и сам бренд Яндекса. Так случилось с Ozon и Mail еще в начале их развития как брендов. Волож же настоял на продаже пакета акций, который не позволил бы инвесторам напрямую участвовать в судьбе компании. Он утверждал, что компании нужен именно инвестор, а не хозяин. Так, в 2000 году Baring Vostok Capital Partners инвестировал в Яндекс, получив 35,72% от акций компании, но контролировать или влиять на развитие компании инвестор не мог.
Baring Vostok Capital Partners - инвестиционная компания, которая вкладывается в такие отрасли промышленности, как нефть и газ, в потребительские товары, СМИ и технологии. Основана американцем Майклом Калви. Главные регионы деятельности - Россия и СНГ. Штаб квартира - Москва, Россия.
Роль Артемия Лебедева в создании компании
Артемий Лебедев, прародитель русского дизайна, создал дизайн логотипа Яндекса и снялся в первом главном промо ролике для раскрутки поисковика.
Как раз слоган “Яндекс. Найдется все !” и был придуман именно в этой промо кампании Лебедева . Артемий Лебедев также создал всеми узнаваемый желтый цвет в дизайне. Стоит признать, что дизайн-бюро Лебедева artlebedev.ru до сих пор создает много дизайнов для поисковика.
Вопрос на засыпку: кто же создал всеми полюбившуюся желтую стрелку Яндекса ?
В 2002 году Роман Воронежский, работавший в студии Артемия Лебедева, нарисовал правую сторону поисковой прямоугольной строки в форме стрелки. Так, и появилась всеми узнаваемая желтая стрелка поисковика.
Открытие разных сервисов
Яндекс всегда стремился расширить свою империю. В 2001 году Яндекс открывает новые сервисы - “Каталог”, “Почта”, “Новости”, “Закладки”, “Яндекс.Товары” (в будущем - “Яндекс.Маркет”). В 2002 году компания запускает сервис “Яндекс.Деньги” (сейчас существует как бренд “ЮMoney”). Полюбившиеся пользователям “Яндекс. Такси” запустилось уже к 2011 году. В 2022 году Яндекс запустил уже около 87 сервисов.
Почему Яндекс зарегистрирован в Нидерландах ?
Регистрация в Нидерландах дает Яндексу ряд преимуществ, как объяснил управляющий директор компании Тигран Худавердян Ирине Шихман на Yet Another Conference 2021. Во-первых, акционерные общества, построенные по голландскому законодательству, является более сбалансированными, что позволяет Яндексу избежать ситуации, когда один инвестор может взять на себя контрольный пакет акций компании и полностью управлять ей. Во-вторых, регистрация в Нидерландах до последнего времени давала Яндексу возможность торговать акциями на американских площадках, таких как NYSE и NASDAQ. В-третьих, голландская регистрация позволяет Яндексу сохранять высокий спрос среди инвесторов. Так, Яндекс может привлекать капитал со всего мира, чтобы финансировать все свои инициативы.
Сделка с Google, которая (спойлер) не удалась
Когда аудитория уже достигла 8 млн человек в 2002 году, компанией заинтересовались основатели Google Ларри Пэйдж и Сергей Брин. Начались переговоры о возможной сделке. Однако условия приобретения Яндекса компанией Google не были равноправными, и сделка была сорвана. Скорее Google просто захотел зайти на российский рынок, поглотив своего единственного, по сути, конкурента, компанию Яндекс. Постепенно Google все-таки зашел на российский рынок, вытолкнув “Рамблер” и стимулируя отечественный Яндекс уже конкуренцией с мировым поисковиком.
Поглощение других рынков
Яндекс запустился в Украине в 2005 , Беларуси и Турции - 2011, Казахстане - 2016.
Яндекс сейчас
Яндекс является вторым по популярности полковником в России после Google. По данным опроса 2021 года, ровно 55,29% российских пользователей использует Google, а Яндекс - 42,11%. Яндексом остаётся вторым по полярности поисковиком в стране, с множеством крутых сервисов, как Яндекс.Такси, которым пользуются более 36 миллионов пользователей.
#история #яндекс #технологии #аркадийволож
Просвещаемся с ХШВ: не забудь поставить 👍 и подписаться на нас! С любовью, команда ХШВ❤️.