Таинственный, страшный персонаж. Произнесешь, Баба-яга, и почувствуешь, какой под именем пласт древности, аж по коже мурашки. Сколько в этом образе скрыто темного, хтонического. Как ни пытайся прикрыть развеселыми бабками-ёжками и прочим мультяшеством. Не получается.
Избушка Бабы-яги темная, без окошек, на курьих ногах. Почему? Потому что не для живого этот дом. Курная избушка на столбах, хоронили в ней покойника, окуривали дымом. Избушку ставили так, чтоб единственная дверь смотрела в лес. Верили древние люди, что покойники могут вылетать по ночам в своих гробах, и чтобы не летели в селение, отворачивали избушки к лесу. Пусть оно там резвятся, лес и так полон нечисти.
Баба-яга - страж на границе живого и мертвого. У Бабы-яги костяная нога. Потому что она наполовину мертва. Она слепая. Об этом не говорится в сказках напрямую, но зато сообщается, как она русский дух чует: «Чую, русским духом пахнет». Неприятен ей запах живого. Так же, как живому неприятен запах мертвого.
Дальше по сказке приходит Иван. Ему нужно попасть в царство мёртвых. И без разрешения главного стража он не может это сделать.
«Повернись к лесу задом, ко мне передом», - произносит верное заклинание Иван. Избушка отворачивается от мира мёртвых, поворачивается к человеку. Потом на расспросы Яги Иван опять-таки правильно отвечает, мол, попарь-покорми, тогда и вопросы задавай. Все верно, теперь обряд, банька, как омовение покойника, поминальная еда. Иван совершает переход в мир мертвых. И теперь может двигаться дальше. Иначе был бы съеден бдительным стражем. Сколько их тут полегло. «Поваляюся-покатаюся, Ивашкиного мясца поевши».
Баба-яга распоряжается гусями-лебедями. Да непростые это лебеди, души умерших. Древние верили, что после смерти покойники становятся птицами, зверьми. Потому и слушаются гуси-лебеди Бабу-ягу, помогают ей.
Истории о похищениях Бабой-ягой детей, попытках их изжарить, уходят корнями в древние обряды инициации подростков. Будущий охотник должен был символически умереть и родиться заново в другом качестве. Мальчиков уводили в лес, где их пытали огнем, ломали пальцы, давали галлюциногены. У прошедшего такой обряд возникала полная иллюзия, что он прошел сквозь смерть. Образ шамана или вождя, совершающего такую инициацию в лесу, воплотился в полумифическую Бабу-ягу. Рассказы о ней передавались из поколения в поколения, пока обряды не стали историей, а страшное повествование - просто сказкой.
Наиболее полно о Бабе-яге написал советский фольклорист Владимир Пропп, можете почитать, если заинтересовались.
Что-нибудь узнали нового об этом сказочном персонаже?
#сказка #сказкадлявзрослых #интересныйфакт #страшная история #баба-яга #гуси-лебеди #живые и мертвые #крибле крабле бумс