ООО «Издательский дом «Алтапресс» в суде пытается избавиться от обременения в виде ипотеки на главном здании медиахолдинга. С соответствующим иском компания обратилась в Арбитражный суд Алтайского края, указав ответчиком зарегистрированный в соответствии с законодательством штата Нью-Йорк, США Media Development Investment Fund (MDIF – Фонд инвестиций в развитие медиа, признан в России нежелательной организацией). Идея создания данного фонда принадлежит Джорджу Соросу, который также является его инвестором. Именно этой организации «Алтапресс» когда-то задолжал немалую сумму денег, но так и не вернул. Наблюдатели полагают, что руководство медиахолдинга намерено продать здание, и сделать это мешает именно обременение.
Как как указано на сайте арбитража, «Алтапресс» подал иск к MDIF 14 июня текущего года. Заявитель требовал признать отсутствующим обременение в виде ипотеки в отношении нежилого здания и участка под ним. Речь идет об объекте на улице Короленко, 107 в Барнауле, где и базируется холдинг со входящими в его состав изданиями. Пока суд оставил это заявление без движения, поскольку, судя по весу почтовых отправлений, истец направил ответчику только копию иска без приложений. «Алтапрессу» предложили устранить нарушения до 12 июля текущего года.
Каким образом здание оказалось в залоге, в документах суда не раскрывается. Вместе с тем ипотека упоминалась в рамках другого судебного разбирательства между «Алтапрессом» и европейской компанией Parnassus Assets B.V., которая получила право требования с ответчика долгов перед упомянутым выше фондом. В 2008 году алтайский медиахолдинг брал у фонда деньги в долг. Было заключено два договора займа: на 1,1 млн евро и на $1,15 млн. Оба – под 8,5 % годовых. По первому кредиту деньги было необходимо вернуть до конца 2016 года, а по второму – до ноября 2015 года. В 2009 году MDIF и алтайское ООО заменили два этих документа одним договором новации, в котором фигурировала сумма в $2 559 430. Вернуть эти деньги нужно было до июля 2016 года, к тому же следовало уплатить проценты. Помимо этого, между сторонами было заключено конвертируемое долговое обязательство в виде договора залога долей, согласно которому иностранный инвестор мог получить до 16,44 % от общей суммы уставного капитала «Алтапресса». Регулировать исполнение соглашения о новации должно было опциональное соглашение. В нем было указано, что фонд выплачивает цену покупки, указанную в опциональном соглашении, а общество, после передачи пакета опциона MDIF, возвращает западной организации деньги, погашая в том числе конвертируемое долговое финансирование и договор залога недвижимости (ипотеки).
О какой конкретно недвижимости шла речь – не уточнялось. Впрочем, алтайский ИД, по имеющимся данным, не обладает обширным списком недвижимости, так что можно предположить, что речь идет об одной и той же ипотеке. Наблюдатели полагают, что у руководства медиахолдинга есть вполне понятные причины, по которым они стремятся избавиться от обременений: здание на Короленко, 107 якобы готовится к продаже. Эта версия не лишена смысла, особенно на фоне слухов о планомерно ухудшающемся финансовом положении «Алтапресса».
Стоит отметить, что долговые обязательства перед кредитором по упомянутому договору «Алтапресс», судя по всему, так и не погасил. Право требования по этому соглашению MDIF в 2016 году уступил работающей в Дании голландской фирме Parnassus Assets B.V. Переуступка произошла в тот же день, когда была создана европейская компания. Как раз в августе 2016 года фонд признали нежелательной на территории России организацией, поскольку его инвестиции в развитие СМИ представляет угрозу основам конституционного строя РФ.
Parnassus Assets B.V. в итоге обратилось в Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ, который 2 июня 2020 года решил взыскать с «Алтапресса» по договору новации $2 559 430 основного долга и $1 643 271 штрафных процентов, начисляемых до даты фактической уплаты. Кроме того, взысканию подлежали 45 тысяч евро в качестве компенсации за услуги юридических представителей. Спустя два месяца после этого голландцы обратились в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение вышеупомянутого решения, но после долгих разбирательств получили отказ. Оспорить этот вердикт в кассации представителям Parnassus Assets B.V. не удалось.
При этом «Алтапресс» пользуется финансовой помощью не только западных инвесторов, но и российских организаций. Так, согласно данным «СПАРК-Интерфакс», Алтайский Фонд МСП трижды оказывал медиахолдингу информационную поддержку – один раз в 2020 году и дважды – в 2022 году. Кроме того, с 2011 года «Алтапресс» участвует в государственных закупках в качестве подрядчика, получая за свои услуги деньги из бюджетов разных уровней.
Любопытно, что на фоне суда с Parnassus Assets B.V. «Алтапресс» переживал довольно интересные организационные метаморфозы. Так, в ходе реорганизации ИД появились компании «АлтПринт» и «Свободный курс». Ранее у «Алтапресса» было три соучредителя: Юрий Пургин, Сергей Шаров и Дмитрий Шевкунов. С августа 2020 года учредителем компании остался лишь Пургин. Шевкунов же возглавил ООО «Свободный курс», а Сергей Шаров – ООО «АлтПринт». Обе компании являются правопреемницами «Алтапресса». Основной вид деятельности обеих – издание газет. В карточке издательского дома в ЕГРЮЛ фигурировала запись о некоем передаточном акте от 27 марта 2020 года.
Эксперты отрасли допускали, что Юрий Пургин мог распределить активы «Алтапресса», в том числе производственные, между «новорожденными» юрлицами. Предполагалось, что «АлтПринт» заполучил печатное оборудование. ООО «Свободный курс» же числилось учредителем газет «Печки-лавочки» и «ТВ-Пульт». При этом инсайдеры сообщали, что уже к июлю 2021 года входившие в холдинг издания по каким-то причинам стали печататься не на собственной полиграфической базе, а в сторонних типографиях. Зарубежное издание Business Mole еще в 2020 году писало, что таким образом может планироваться банкротство ООО «Издательский дом «Алтапресс». «Эти «ходы» со сменой юридического лица осуществляются, чтобы избежать претензий кредитора с минимальными затратами для себя, и, скорее всего, получат одобрение со стороны юристов. Но уважение и репутация - понятия другого порядка. К сожалению, их нужно часто приносить в жертву, чтобы ублажить «золотого тельца», - отмечало издание. Нельзя исключать, что, несмотря на завершение судебных разбирательств, планы по банкротству все еще могут быть актуальны.