Сегодня мы поговорим о всеми любимой теме. О теме похорон!
Конкретно мы рассмотрим такой феномен, как «цирт», что в переводе с дигорского означает просто «могила».
На самом же деле, «цирт» немного больше, чем могила, ведь их гораздо меньше чем обычных захоронений. На большом кладбище их может быть пара штук или не быть вовсе. Типичное кладбище на Кавказе состоит из простых вертикально поставленных камней, и семейных склепов. Как мы видим, всё довольно обезличено. В Чечне это связывают с исламской традицией, в Ингушетии мне достаточно изучить похоронные обычаи не удалось. Старые надгробия обнаружены только позади их мемориала политическим репрессиям, фрагментированные. В Дагестане надгробия — это какая-то лютая смесь из традиций свойственных циртам, ислама и современных светских надгробий. Нещитово.
Из всего этого скромного величия выбиваются резные камни, с которых в окружении своих боевых трофеев, ружей на коврах, кувшинов вина и драгоценностей глядят джигиты и их супружницы(Иногда их стилизованные изображения. Видимо как раз влияние ислама). Зачастую эти камни ещё и встроены в стилизованный дом, из-за чего они ещё сильнее контрастируют с окружением.
При этом можно обнаружить цирты, поставленные вдоль дорог и посвящённые людям, которые не то что не захоронены под ними, так ещё и погибших иногда в десятках тысяч километров.
Итак, цирт, это надгробие, или же кенотаф, посвящённый какому-то знаменитому и успешному человеку. Вероятно, он даже ставился не всегда родственниками умершего. Именно поэтому, кстати, я всё ещё считаю памятник Ленину из Куртатинского ущелья именно циртом.
При этом можно чётко проследить эволюцию цирта. Изначально имело место что-то очень схематичное, на рубеже 19-20 веков они принимают ту форму, которую вам покажет любой гид в Дигорском ущелье – красочное изображение в полный рост, со скарбом, изображающим личные вещи. В советский период оно проходит через стадию слома, проходя через соцреализм и попытки согласовать классические сюжеты и серую действительность.
На территории Чечни цирты отмирают вместе с укоренением ислама. В самой республике они очень болезненно воспринимают факт своей поздней исламизации, но на их надгробиях одновременно с арабской вязью встречаются языческие орнаменты непонятного значения, так что…
Теперь у вас есть неплохая возможность переосмыслить своё отношение к гигантским ростовым надгробиям, где всевозможные азербайджанские лавочники стоят на фоне своих автомобилей. Просто представьте, что перед вами современный джигит, на фоне своего железного коня.
(с) Леонид Дубровский