которого в нашем городе любят и почитают, конечно. И ко мне его иконы попадают регулярно, и довольно часто они интересные не только в историческом отношении.
Вот эта, их последних, попала ко мне на рабочий стол в таком виде:
Все мои любимые виды работ здесь - понятно, как делать. Хотя доооолго и неочевидно для зрителя. Они сложные эти работы - п ч технологии нарушены. Иконописцев учу вот этому самому - не экономить на материалах и процессах и времени; икона должна жить долго.
СМОТРИТ.
Икона много потерпела с тех пор, как была написана; часть утрат спровоцирована не совсем подходящими материалами. Вот смотрите, шов между деревянными досками основы проклеен толстой холстинкой, она жёсткая и слой ткани высокий, разницы напряжений при усыхании не выдержала. Живописный слой утрачен - а живопись тут тоненькая, изящная, смотрите какая панагия красивая:
Вся эта миниатюрная живопись была покрыта двумя слоями защиты, по крайне мере один из них наливали очень горячим; он впитался слишком глубоко, усугубил хрупкость красочного слоя и насытил грунт маслами. да современные технологии реставрационного дела позволяют справиться с этими болезнями; но это дорого, долго и _всегда_ вредит иконе. А что самое печальное - эти слои сильно и быстро темнеют, скрывая изображение. Там, где грунт был хрупче, а температура масел выше - пятна коричневых тонов остаются неудалимыми. Впитались глубоко :/
А вот тут, на фрагменте с рукой, посмотрите: видна каллирафическая отделка в местах притенений, и слишком толстые слои _плавей_ на пальчиках - они осыпаются. Осыпались. Уже укреплены, пропитаны, спасены.
Все эти работы производятся в течение месяцев. Операций много, они разные, требуют технических перерывов и поисков изяшного решения в процессе - с основной целью: не повредить иконе на всех стадиях спасения.
Вот так выглядит лик в процессе удаления загрязнений и поздних частичных записей. Много неровностей микрорельефа, много мелких выпадов и потерстостей. Всё это надо будет объединять, не затрагивая авторскую живопись. Вообще.
Вот так икона выглядела после всех технических стадий спасения:
А вот это - практически финальная стадия. И да, снимки очень-очень врут. Очень. Лучше смотреть на иконы в реальности - приезжайте :)
Икона сделана для храмового комплекса в старинном селе Перлёвка, совсем рядом с Воронежем.
* Спасибо за прочтение.
Если вам было интересно, поставьте, пжлст, сердечко, и можно подписаться на обновления. Это так вдохновляет на следующие записи.