Рассказы про мою собаку навеяли мне воспоминания про животных, которых я держала дома во времена моего недолгого детства. Все дети любят животных. Я не была исключением. Хочу рассказать и про них тоже. Рассказ получается длинным, поэтому разделю его на 2 статьи. И прошу прощения, что без фото. В наше счастливое детство телефонов не было. А фотоаппарат был дорогим удовольствием. Поэтому ни одной фотографии с тех времен у меня нет. Итак, начнем…
Еще до моего сознательного возраста бабушка взяла в дом щеночка. Это была обычная дворняжка, черного цвета, на груди бело-коричневый воротничок, а на хвосте – белая кисточка. Звали ее Кнопа. Я была старше ее всего на 2 года. Так мы и росли вместе.
Кормили ее тоже всем с нашего стола. Никаких специальных кормов или натурального мяса. Мы сами голодали, жили очень бедно. Помню, Кнопа очень любила сахар. И бабушка ей насыпала его иногда, прямо на пол. А Кнопа подлизывала его… У Кнопы было ожирение, она была очень широкая и неуклюже бегала.
Потом, примерно в возрасте 8 лет, я притащила домой котенка. Пожалела, его старшие дети на улице измазали в фекалиях и кидали палками в него. Это была девочка – сиамка. Бабушка разрешила ее оставить. Очень ласковая и нежная была кошечка, и внешне красивая. Мы тогда жили в этой же общаге, где живу и я сейчас. И каждое утро бабушка готовила мне завтрак в прихожей. С вентиляцией в общаге все плохо, поэтому бабушка приоткрывала входную дверь. Это было всегда очень рано утром, и по коридору почти никто не ходит. И вот эта кошечка, ее звали Муся, любила выходить гулять в коридор. Далеко от двери не уходила. И однажды она пропала. Ох и слез же у меня было! И бабушка тоже переживала.
Тогда я была маленькая и ничего не понимала. А сейчас я предполагаю, что Мусю просто кто-то пожалел, подумал, что она бездомная, и унес к себе в комнату. Нужно было тогда повесить на входе в общагу объявление о пропаже. Возможно, кто-то и вернул бы нам ее. Но почему-то бабушка этого не сделала… А Муся прожила у нас всего 2 года.
Через несколько месяцев после пропажи Муси я опять притащила домой котенка. И опять сиамского. На этот раз это был мальчик. Мы его назвали Кешей. Он был очень скромный, спокойный… Не драл мебель, не метил углы дома. Очень хороший котик. Мы постоянно ездили с ним на дачу. Я возила его в школьном ранце. А вот собаку Кнопу мы никогда на дачу не брали, потому что она не была приучена к поводку и ошейнику. Кеша ел тоже все с нашего стола.
Еще позже, лет в 10-11 примерно, подружка моя со двора разводила рыбок гуппи. Ну и уговорила я бабушку завести рыбок. Сначала это была просто 3-х литровая банка с гуппи. Потом бабушка дала мне денег на маленький 10-ти литровый аквариум. Туда же я купила несколько видов растений в зоомагазине. И почти сражу же начала покупать некоторых рыбок, штуки по 2-3 каждого вида. За все время у меня были гуппи, скалярии, золотые рыбки, мешкожаберные сомики, барбусы, панцирные сомики, рачки и лягушки. По крайнем мере, это те, кого я помню. Может и еще кто-то был… Кормила их сначала только сухим гамарусом, потом стала регулярно ходить в зоомагазин за живым кормом. Как сейчас помню: столовая ложка мотыля стоила 10 руб, а ложка трубочника – 5 руб. Я чаще брала трубочника. Он дешевле и хранится дольше. А мотыль часто пропадал у меня. Хранила я этих червяков в холодильнике.
Потом я купила еще один аквариум, уже на 20 литров. Поставила их рядом. И отдельно стояла банка со скаляриями, потому что они всех жрали. В конце концов они сожрали и сами себя. Больше я их не покупала. Вообще рыбки у меня часто дохли. Из всех хорошо прижились и выросли только мешкожаберые сомы, лягушки и золотые рыбки. Ну и немудрено, ведь никаких специальных приспособлений для аквариума у меня не было. Чуть позже бабушке кто-то отдал компрессор, градусник и большой скребок для чистки стенок. Я это все приспособила. А лет в 12 и мне мама моей одноклассницы отдала большой аквариум на 2 отсека – один 35 литров, другой – 15. Который побольше был для водных черепах, а поменьше за ним – для рыбок, чтобы они плавали как будто вместе, но в то же время чтоб черепахи не жрали рыбок. С аквариумом отдали и фильтр. Я любила постоянно возиться с аквариумами, чистила их регулярно... Раньше на все это было много времени.
Большой отсек у меня в скором времени треснул из-за перепада двух столешниц, на которых стоял аквариум. И эта же одноклассница, которая отдала аквариум, отдала мне двух хомяков – мальчика и девочку. Я их поселила в этот треснувший аквариум. Купила колесо для бега и домик из ДВП. Но домик они быстро сгрызли и устроили в нем туалет. Он сильно вонял, пришлось его выкинуть. Начали быстро плодиться эти божьи твари… Хомяки ели капусту, морковку, другие овощи. Уже не помню, по-моему, хлеб им давали. Зерновую смесь помню покупала специальную для грызунов.
Когда я училась в 3 классе, к нам в школу приходил мужик с черепахами. Давал их подержать в руки. Они были маленькие. Стоили тогда 50 рублей. Это было специально сделано, чтобы дети выпросили их у родителей и купили. Некоторые из нашего класса таки и сделали. Но я тогда покупать не стала, хоть и очень хотелось. А вот уже в начале 6 класса я накопила карманных денег, сама пошла в зоомагазин и купила. Уже за 75 рублей, это я помню. Она была побольше тех, что приносили нам в школу. Сухопутная черепаха. Мы ее назвали Ракета. Кормили ее капустой, листьями салата с дачи. Летом рвали одуванчиков на улице. Но больше всего она любила черный хлеб. А вот морковку и свеклу вообще не ела. Выползала раз в день или раз в 2 дня откуда-то – значит хочет есть. И надо было сидеть рядом с ней на полу и кормить ее с рук. Потому что ей трудно было брать еду, она ускользала от нее по полу. А ела она долго – примерно по 20-30 минут. Мне не очень нравилось сидеть и ее кормить. Ну и каждое кормление заканчивалось ее туалетом прямо тут же на полу. Зимой она пряталась за мебелью. Мы про нее забывали. А весной с удивлением наблюдали, как она откуда-то появлялась и молча смотрела на нас. Пишу сейчас и с теплотой в душе вспоминаю эти моменты. Хоть и , скажем так, «бесполезная» была животина, но я все же ее любила. И сейчас вспоминаю о ней, как об ушедшем родственнике. Все-таки все эти животные были моей большой семьей…
Примерно тогда же, лет в 11, увидела я в зоомагазине ежика. Захотела купить. Он стоил 100 рублей. Дали мне денег. Принесла в дом ежика. В зоомагазине сказали, что его зовут Гришка. Это был обычный серый еж. Собака Кнопа не смогла его принять. Постоянно кидалась на него. А еж днем спал, а ночью отправлялся гулять по квартире. Собаку мы на ночь закрывали под кроватью. Никакого топота по ночам я не слышала. А вот когда он пытался протиснуться между стеной и какой-нибудь мебелью – это было ужасно! От этого скрежета иголок невозможно было спать. Ел он практически все. Любил есть из собачьей чашки. Но самым любимым лакомством был борщ. Он его ел с огромным аппетитом и в больших количествах. В туалет практически сразу приучился ходить в кошачий тазик с опилками. Поэтому проблем мы с этим не знали. А спать полюбил в маленькой алюминиевой кастрюле, примерно 1,5-2 литра. Залезет в нее, свернется клубком и спит весь день. Один раз я этого ежика приносила с собой в школу похвастаться. Выбрала субботу, когда уроков было мало. Правда, дел он мне наделал прямо в школьный ранец. Пришлось потом стирать.
У собаки Кнопы периодически рождались щенки. Она гуляла на улице без поводка и могла там запросто с кем-нибудь «выйти замуж». Одна она никогда не гуляла, только с кем-то из нас, но уследить за этим было трудно. Бабушка щенков всегда раздавала. В то время как-то такой проблемы особо не было, за породистыми собаками не все гнались… До сентября 1999 года мы жили втроем: бабушка я и моя мать. Она воспитанием моим не занималась, поэтому и у меня к ней привязанности не было. А вот бабушка была для меня просто центром Вселенной. Но они с бабушкой постоянно ругались и иногда даже дрались. И вот в сентябре 1999 года у бабушки кончилось терпение, она выгнала квартирантов, которые жили в ее общаге (была еще одна общага 12 кв.м., ее потом забрало государство), и мы переехали туда. А мать, чтоб не скучно было, оставила себе одного Кнопиного щеночка. Я назвала его Бриг. Он был весь рыжий, с волнистой шерстью. Мы очень с ним сдружились. Но прожил он недолго. В возрасте полугода его укусил клещ за ухо, через пару дней он умер. Я очень страдала от этой потери. И от следующего Кнопиного помета бабушка мне разрешила оставить одного щенка-мальчика. Я его тоже назвала Бригом. Он был белый с рыжими пятнами, но шерсть была короткая и гладкая. А матери, чтоб не было одиноко, мы отдали ежика и черепаху. Ежик тоже через несколько месяцев умер. Осталась только черепаха.
А у нас дома остались 2 собаки, кот, рыбки и хомяки.
А в мае 2000 года случилось самое большое несчастье, которое перевернуло всю мою жизнь – умерла бабушка. А меня и всех этих животных ждала печальная участь – мы стали никому не нужны.