Найти в Дзене

Мраморная бумага. Кто же был первым изобретателем ?

Мраморная бумага. Кто же был первым изобретателем ?

Что такое «мраморная бумага»? Если просто - это рисунок на воде. Краску капают на специальный раствор, где она растекается на поверхности. Затем добавляют второй цвет, этот цвет прерывает форму первоначальной краски, как бы раздвигая её, создавая узор в виде прожилок из исходного цвета.

Некоторые считают, что родоначальником «мраморной бумагам» была Турция.

Но задолго до Турции мраморная бумага существовала в Японии. И было это в 11- 12-ом веке. Метод, известный как "Суминагаси" или "Суминагаши", что переводится «плавающие чернила», или «плавающая тушь», включает в себя чернила суми, сделанные из животных клеев, древесной смолы, масел, комбинация которых позволяет чернилам плавать на воде. Мастер капал на воду чернила, а потом аккуратно раздувал краситель по поверхности, и получался очень воздушный, полупрозрачный, обволакивающий рисунок. Бумагу медленно клали на поверхность воды и переносили рисунок на бумагу.
Суминагаши
Суминагаши

И только 300 -лет спустя аналогичный процесс появляется в Турции, известный как Эбру. Вместо чернил использовали краску, а так как вещество это более тяжелое и не держалось на воде, нужно было разработать состав, который удерживал краситель на поверхности. Был создан специальный загуститель. Использование загустителя принесло практическую пользу — теперь краски могли плавать достаточно долго, чтобы художник мог манипулировать узором, и именно так у переплетчиков появились замысловатые узоры, которые мы видим в редких книгах. В турецком мраморе также использовали квасцы - для того чтобы рисунок хорошо прилипал к бумаге.

Новые узоры и цвета появлялись на протяжении всей истории мраморной бумаги с поразительной регулярностью. Многие из них давно имеют свои названия . Например: «Французский завиток» «Турецкий мрамор» или по- другому «Турецкие камешки» ,«Испанская волна». Это общее название разных волнообразных рисунков . Он может быть совершенно разного вида, ровно таким, каким его сделает мастер. Говорят, что волнообразный рисунок сделан испанским помощником по мрамированию, который с похмелья попытался поднять «турецкий мрамор –камешки» трясущимися руками, в результате чего получилась волна. В интернете можно найти много статей по названиям и рисункам мраморной бумаги.

Турецкий мрамор или камешки.
Турецкий мрамор или камешки.
Французский завиток или Улитка
Французский завиток или Улитка
Испанская волна
Испанская волна

В 16-19 веке искусство мрамирования бумаги изменило внешний вид книги. Сначала мрамор использовали только на форзацы, затем стали использовать на крышках переплета и стали мрамировать обрезы книг .

Современный французский переплет с мраморной бумагой. Работа выполнена в мастерской Restavracia-r
Современный французский переплет с мраморной бумагой. Работа выполнена в мастерской Restavracia-r
Мрамирование обрезов. Работа выполнена в мастерской Restavracia-r.
Мрамирование обрезов. Работа выполнена в мастерской Restavracia-r.

Мраморную бумагу использовали не только для переплетов. Она активно использовалась для шкатулок, всевозможных коробов. И даже для оклейки мебели.

Голандская мраморная бумага около 1765 года.  Выдвижная полка из шкафа 1767 года
Голандская мраморная бумага около 1765 года. Выдвижная полка из шкафа 1767 года

До середины 19-го столетия искусство мрамирования бумаги было элитарным и очень недешевым . Секреты изготовления хранились в тайне и передавались только своим подмастерьям, которые так же должны были держать их в секрете.

Но в 1853 году один из мастеров мрамирования бумаги англичанин Чарльз.У. Волноу опубликовал книгу «Искусство мраморирования бумаги» ,раскрывая многовековые секреты мрамирования. Чарльз .У.Волноу вызвал гнев гильдии мастеров – мраморщиков, так как он раскрыл их секреты. Они, даже, называли его предателем.
Инструкция в разделе  в книге "«Искусство мрамирования бумаги» по созданию "испанской волны" 1853 год
Инструкция в разделе в книге "«Искусство мрамирования бумаги» по созданию "испанской волны" 1853 год

А вскоре вышла другая книга другого мастера Джеймса Самнера «Раскрытая тайна: демонстрация того, как каждый переплетчик может стать мраморщиком»

А в 1894 году в Америке вышла книга написанная Джозефом Халфером «Прогресс мраморного искусства » Но его уже не корили, а наоборот хвалили, что он раскрыл недостающую информацию о мрамировании.

К концу 19-го века увеличение механизации изменило способ производства книг: более дешевые книги в тканевом переплете с небольшим декором стали стандартом, а к началу двадцатого века бумага использовалась только в переплетных мастерских, которые сохраняли ручной труд. В 20-м веке в нашей стране ,это искусство фактически умерло. Но сегодня уже не редко встречается классная бумага, сделанная российскими мастерами. Мы тоже производим мраморную бумагу .

☞ Подписывайтесь на наш канал. Делитесь информацией, с активной ссылкой на контент, в социальных сетях!

Реставрация книг Rеставрация-R.

#restavracia-r #реставрация книг #мраморная бумага #реставрация документов #переплет книг #реставрация бумаги #эмбру #старинные технологии