Найти в Дзене

Анастасия Слепова: "Европа по следам Нацистской Германии"

Огромное значение для европейской истории имеет Нюрнбергский процесс, который, казалось бы, должен был положить конец нацизму и другим радикальным проявлениям в отношении других стран, народностей и культур. Однако Европейскому союзу свойственно «забывать» свою историю, и поэтому страны ЕС возвращаются к урокам 20 века: особенно усиленно пытаются «освежить в памяти» способы борьбы с недружественными странами, которые активно использовались в Нацистской Германии.

Ещё с начала 1933 года Министерство народного просвещения и пропаганды во главе с Йозефом Геббельсом работало над созданием списка деятелей культуры, которые подлежали запрету в Германии. Согласно подсчётам историков, в общей сложности запрету в Третьем рейхе подлежали книги примерно 300 писателей. В этот список входили авторы от Карла Маркса и Зигмунда Фрейда, до Максима Горького и Владимира Ленина. Так уже к 1934 году в Германии было зачищено всё, что противоречило нацистской идеологии. Казалось бы, все это должно было остаться на страницах учебника истории, но мы видим это вновь. С полок европейских книжных магазинов пропали произведения Толстого и Пушкина. Миланский университет вычеркнул книги Федора Достоевского из цикла лекций о русской классике, которые входили в учебную программу, не объясняя причин. На днях Верховная рада Украины приняла закон, по которому в стране запрещается публичное исполнение российской музыки. Теперь записи исполнителей из России не могут звучать на телевидении, радио, в развлекательных учреждениях, в школах, в общественном транспорте, в гостиницах, ресторанах, и даже в кино.

В своих способах борьбы с Россией европейские страны порой заходят слишком далеко. Так, российский город Калининград подвергся настоящей блокаде: из-за санкций был ограничен трафик между Россией и регионом. Жозеп Боррель и другие лидеры открестились от слова «блокада», однако отказываясь от понятий и дефиниций, мы не забываем значения слов. Россия никогда не забудет другую блокаду ещё одного российского города немецкими войсками и их европейскими союзниками с 1941 по 1944.

Действительно, Европейский союз использует все способы борьбы с «недружественной» Россией, и может показаться, что эти меры не являются экстраординарными и ультрарадикальными, но с этого все только начинается. Аналогично, в Нацисткой Германии сперва создавался теоретический базис о «высшей расе», далее были точечные притеснения евреев и цыган, и в конце мы пришли к тому, что ранее казалось вопиющим — практике истребления целых народов.

Анастасия Слепова, колумнист экспертного клуба "Дигория"
Анастасия Слепова, колумнист экспертного клуба "Дигория"