Бывают случаи, когда кто-то нечасто ходит в церковь, но имеет в себе благоговение, доброту, и поэтому Бог находит Себе место и обитает в нем. Если бы эти люди участвовали в таинственной жизни Церкви, то они бы весьма преуспели в жизни духовной. А другие ходят в храм, исповедуются, причащаются, делают все, что нужно, и, однако, Бог не находит Себе места, чтобы вселиться в них, поскольку в них нет смирения, доброты, настоящего покаяния. Для того, чтобы прийти в надлежащее устроение, одной исповеди перед духовником недостаточно. Должно быть и покаяние. И каждую молитву надо начинать с исповеди Богу. Не так, конечно, чтобы, не переставая, плакаться: «Я такой, сякой, эдакий!» – а потом продолжать свою старую песню. Это не переживание греха. Переживая, человек становится хоть немного, да лучше.
прп. Паисий Святогорец
У некоторых людей бытует заблуждение, что исповедь это перечисление грехов своих.
Есть очень интересная притча на эту тему. Как-то раз в церковь зашёл бес посмотреть чем там народ занимается. Смотрит исповедь идёт. Спросил у одного ,что это они там делают? Грехи называют. Ну и бес решил попробовать исповедоваться. Подошёл и начал свои грехи называть. Батюшка послушал, а потом и спрашивает : Каешься в своих грехах ? А бес и отвечает : Нет не каюсь. Так и остался бес неисповеданным.
Не похожа ли наша исповедь, частенько, на исповедь беса из этой притчи?
Есть ли смысл от пустого перечисления грехов, которое больше похоже на отчёт о проделанной работе.
Поэтому молитву «Господи дай мне прежде конца покаяние» нужно творить как можно чаще.
«Господи дай мне зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего».