Всем привет! Матушка Россия плотно вошла в тренды на Западе, и мы всё чаще вспоминаем термин "развесистая клюква". Образ классического русского в голливудском кино настолько впился нам в память, что мы всё рассматриваем через призму клюквенности.
А уж если забугорные продюсеры решили покуситься на славную русскую историю или личности великих вождей, то скандала точно не избежать.
Сегодня мы разберём, чем будет оскорблять отечественного зрителя сериал "Великая". Западные киноделы последнее время занялись переосмыслением образа России на экране.
От Иванов Драго и кокоинума мы перешли к сложным персонажам в популярнейшем сериале "Американцы". Самая яркая и оригинальная героиня на ТВ сегодня, безусловно, обаятельная русская киллерша Вилланель, в девичестве Оксана. Даже ГРУ-шники в сериале "Родина" приобрели человеческое лицо, а в третьем сезоне "Очень странных дел" клюква и вовсе вышла на какой-то мета-уровень.
В общем, снимать в стилистике "Красного воробья" нынче не модно. Удивительно, но больше всего этой тенденции сопротивляемся мы сами, нам везде мерещится лютая клюква и оскорбление чувств патриотов. Казалось бы, "Чернобыль" должен был приучить нас к тому, что на Западе умеют снимать про Россию без клюквы и пропаганды, с уважением и попыткой понять, хотя о чём это я.
Про царскую семью за рубежом снимают особенно охотно, ещё бы, в нашей истории столько по-настоящему киношных персонажей и судеб. Распутин, принцесса Анастасия, Пётр Великий. Иногда это получается скучно, вспомнить тот же сериал "Романовы", иногда - весело, но чаще всего - просто очень плохо. Удивительно, что хуже всего получилось у Netflix.
Последние Романовы всегда вызывали у западных сценаристов наибольший интерес, а вот фигура Екатерины Великой долго оставалась в тени, хотя сюжет о женщине-иностранке, которая приехала в чужую страну и стала величайшей правительницей в истории России за сто лет до того, как родилась первая феминистка, сегодня как никогда актуален.
В итоге мы получили сразу два зарубежных сериала про шальную императрицу. Первый - с Хелен Миррен, получился мрачным и крайне унылым, хотя роли королев актрисе определённо к лицу.
Зато второй сериал про юную Екатерину сразу дал понять, что собирается стать чем-то из ряда вон. В первую очередь по форме. Не часто приходилось видеть остроумные чёрные комедии на тему истории. Провокация началась с первых же промо-материалов. Очередной голливудский опус про Россию сам по себе не мог вызвать какого-то интереса. Мы видели уже всё или почти всё.
Но первый же постер с гордо поднятым средним пальцем наглядно демонстрировал, куда сериал готов послать наши ожидания и предрассудки.
В дремучую Россию XVIII века приезжает юная княжеская дочка из просвещённой Германии. Ей предстоит стать женой императора Петра, который с лёгкой руки сценаристов стал сыном Петра Первого, хотя на самом деле приходился ему внуком. Княжеская дочка, наречённая Екатериной, полна светлых надежд о великом будущем в новой стране, в вечной любви со своим венценосным супругом и персональном медведе.
Однако её влажные мечты быстро разбиваются о суровую русскую реальность. Пётр оказывается тираном и идиотом, который видит в жене только инкубатор для производства наследников. Российский двор представляет собой кучу узколобых пьяниц и хабалистых сплетниц, а местные обычаи, мягко говоря, далеки от европейских. Кругом царят мракобесие, жестокость и необразованность. Слуг не считают людей и никто не знает, что такое библиотека.
Вот только с медведем повезло, Екатерина получает его в качестве свадебного подарка, однако даже это не слишком сглаживает впечатление от нового дома. Екатерина всего за одну серию проходит все стадии принятия горя: от попытки построить школу и сблизиться с Петром до неудачного бегства и полного отчаяния.
Однако по российским законам в случае смерти царя и при отсутствии наследников мужского пола, престол переходит к императрице. Так рождается идея о государственном перевороте и начинается путь Екатерины к званию Великой. Это основная завязка, в остальные детали вдаваться не хочется, все примерно представляют себе судьбу Екатерины из школьного курса истории. А если нет, то почитайте книжки и на крайний случай - Википедию.
Ориентироваться на сериал, как на источник реальных исторических знаний, точно не стоит. Ну "Великая" на это и не претендует. С самого начала сериал заявляет, что это эпизодически правдивая история, так что с точки зрения достоверности наезды на "Великую" не очень правомерны.
Всё, что происходит в сериале - это выдумка авторов, они просто взяли имена известных личностей, нашли самые интересные или значимые моменты и слухи из их жизни, и поместили в абсолютно несерьёзную историю. Держите этот факт в голове.
Очевидно, что авторы намеренно вольно обходятся с фактами в угоду основному нарративу. Но, мы, конечно, всё равно оскорбимся, просто так, на всякий случай. Придумал "Великую" австралиец Тони МакНамара, сценарист классной "Фаворитки".
И именно это кино приходит на ум первым, когда начинаешь смотреть сериал. Из "Фаворитки" перекочевал и исполнитель роли императора Петра, актёр Николас Холт, по стилистике "Великая" очень похожа на "Марию-Антуанетту". Те же яркие цвета, вычурные, но в то же время стильные дворцовые интерьеры, костюмы, не всегда совпадающие с исторической эпохой, и саундтрек, тоже весьма не классические.
Сериал вырос из пьесы. Изначально собирались делать фильм, но история оказалась слишком масштабной для полного метра. В итоге это вылилось в заявление шести сезонов, так что у "Великой" есть шанс повторить судьбу отличного сериала "Корона" от Netflix, который в подробностях воплощает жизнеописание английской королевы. Правда, если в "Короне" всё на серьёзных щах и секретных документах, то "Великой" это совершенно не грозит.
Для иностранцев царская Россия словно яйцо Фаберже: дорого, богато и не очень понятно, куда ставить. Классический рецепт такого кино: дворцы, медведи, казаки, цыганские мотивы и побольше водки. Взбалтывать, но не смешивать.
В этом смысле сериал "Великая" - настоящая энциклопедия стереотипов, собравшая все существующие шаблоны про Россию в общем, и Екатерину II - в частности. И очевидно, что именно это, а не историческая недостоверность больше всего бесит наших соотечественников. Правда, если на секунду подавить в себе скрепные позывы, то становится очевидно, что стереотипы используются в сериале не бездумно и пошло, а со вкусом и умом. Если хотите - с любовью.
Это видно во внимании к деталям. К примеру, здесь обыгрывают знаменитый анекдот про Екатерину II и коня. И фривольном использовании имён и фамилий. Тут чернокожие Аркаши соседствуют с Джорджинами, а Орлов с внешностью арапа Петра Первого стал Орло.
Но самым удачным можно назвать остроумное переплетение всех возможных эпох и персоналий. Врач тут Чехов, Пётр едет на переговоры со шведами под гремящее сопровождение песни "Священная война", а на заднем плане поёт хор чернобыльских девочек.
Кулинарные предпочтения русской знати тоже весьма изобретательны. Помимо того, что тут пьют водку на завтрак, обед и ужин, на приёмах угощаются муссом из лосиных губ, а десерты подают на подносе с отрубленными шведскими головами.
А уж в плане раскрепощённости отечественный двор по версии "Великой" ничуть не уступал Франции времён Людовика XV. В этом смысле русские цари XVIII века обладали куда большей свободой, чем нынешние.
Герои тут, не в пример китчевой обстановке, совсем не так просты и карикатурны, как могли бы быть. Персонажи на протяжении всего сезона меняются и развиваются у тебя на глазах. Я вам скажу, таким могут похвастаться далеко не все, даже хорошие, сериалы. За героями по-настоящему интересно наблюдать, все они очень колоритные и каждый запоминается по-своему.
Сама Екатерина поначалу немного сбивает с толку, поскольку сочетает в себе наивную дурочку и начитанную запрещёнными книжками дамочку. Но как часто это бывает в жизни, одно другому не мешает. Стоит отдать должное Эль Фэннинг.
Голливудская старлетка доказывает, что умеет играть не только нимфеток. Она показывает себя отличной комедийной актрисой, при этом не теряя драматической глубины. Я бы первым бросил камень в того, кто назначил её русской императрицей. Но с удивлением должен согласиться, она хороша.
Разумеется, Екатерина - готовая икона феминизма. Так что на эту тему герои будут охотно рассуждать и отлично шутить. Она обретает силу и решает стать правителем, авторы очень круто показали этот рост.
Но хоть формально именно Фэннинг является здесь главной звездой, её в одну калитку переигрывает Николас Холт в образе безумного императора Петра. Вообще, не очень понятно, зачем актёр столько лет играл положительных героев, очевидно, что злодеи выходят у него на порядок лучше.
Его персонаж вызывает просто какую-то бурю эмоций. Его одновременно и ненавидишь, и любишь. Он одновременно и глупый, и умный, иногда его шутки тупые до безобразия, а иногда я ухохатывалась с тонкого юмора, который излагает данный персонаж.
Поначалу его Пётр не вызывает ничего, кроме отторжения, но к финалу сезона следует признать, что это, пожалуй, лучший персонаж в сериале. Из классического тирана с эдиповым комплексом, живущего в тени отца, он вырастает в сложного, неоднозначного персонажа, которого зрители не раз пожалеют.
Плюс Пётр - основной источник шуток и панчлайнов. Второстепенные герои один фактурнее другого. Архиепископ по кличке "Архи" сочетает в себе хитрого стратега и истового фанатика, который верит в видения от Бога и ловит приходы от поедания гвоздей.
Любопытный любовный треугольник разыгрывается в ближайшем окружении Петра. Так уж вышло, что император очень любит спать с женой своего лучшего друга, а тот очень любит своего императора. Во имя благополучия брака, Пётр презентует Екатерине любовника, и та вынуждена признать, что в диких нравах России есть свои плюсы.
А наименее интересным получился граф Орлов, которого здесь зовут Орло, несмотря на то, что он сыграл важнейшую роль в судьбе реальной Екатерины II. В сериале у него классическая арка про то, как забитый ботаник наконец-то стал мужественным. Впрочем, ничего нового.
И если вы решили, что "Великая" - это просто разухабистая комедия, то я вынуждена вас разочаровать. По ходу сезона тон повествования меняется на более мрачный, ставки повышаются, а кое-кому из главных героев придётся умереть. У нас тут всё-таки игра за престол.
Екатерина постепенно превратится из восторженной принцесски в честолюбивую и властную интриганку, переживёт несколько личностных кризисов и осознает, что для победы придётся заплатить высокую цену.
Хоть сам сюжет и высосан из пальца, он довольно неплохой, и история мне показалась очень интересной. Тем не менее, первые два эпизода были очень жёсткими, и я даже думала забросить сериал. Первый сезон во многом посвящён попыткам императрицы привить русской знати западные ценности и это отлично обыгрывается на экране.
Искусство, научные открытия и печатный станок оборачиваются запуском собак на парашюте, рисованием похабных карикатур и изобретательными пытками. После такого невольно начинаешь задумываться об особом пути нашей страны, ведь любая неразрешимая проблема будет объясняться просто - это Россия.
Разумеется, отечественная пресса уже пестрит заголовками про очередной русофобский сериал, как это было с Зулейхой, открывающей глаза. Очевидно, что авторы этих статей "Великую" не смотрели. Впрочем, им бы хватило и постера. Я открою вам маленький секрет - начать получать удовольствие от просмотра этого сериала очень просто. Нужно просто принять вселенную, которую придумали авторы "Великой" и понять, что она имеет мало общего с реальными историческими событиями и личностями.
Да, здесь все говорят на чистом английском, и никого это не смущает, но только потому, что авторы не собирались показывать неуклюжий русский акцент, ведь если подумать, именно он делает западные фильмы про нас такими пошлыми и фальшивыми.
Да, герои тут бегают по лесу в модных толстовках XVIII века, а ещё нередко матерятся, но с чего мы взяли, что в такого рода проектах всё должно быть унылым и высокопарным. "Великая" - это история о далёких временах, рассказанная максимально современным языком. И герои здесь не древние и непонятные предки, а вполне живые люди, добрые и злые, умные и не слишком, каких полно вокруг.
Сериал невероятно циничен и местами может шокировать, но не имеет цели оскорбить Россию и русских. И вообще, если хоть на секунду представить, что двести с лишним лет назад люди жили так, как в "Великой", то им можно только позавидовать. Эти ребята умели развлекаться.
Картинка очень яркая и сочная, красивые костюмы и декорации выглядят так, как будто всё действительно снято где-нибудь в Эрмитаже. "Великая" - редкая комедия, которая может захватить вас не только шуточками и яркими персонажами, но и напряжённым сюжетом.
Откровенный и хулиганский сериал в яркой обёртке из национального колорита. Такой и должна быть клюква в эпоху постмодернизма. Людям без чувства юмора смотреть противопоказано. Кстати, клюква - весьма полезная ягода, говорят, помогает от токсичности.
Вообще, забавно, что самый китчевый и одновременно душевный фарс на тему загадочной русской души выдал автор из далёкой Австралии. Возможно, чтобы понять Россию, нам нужен взгляд со стороны. Первый сезон "Великой" закончился на хорошей финальной ноте, однако необходимость продолжения очевидна.
Лично мне интересно, как авторы будут сохранять гротескный и сатирический тон, углубляясь в перипетии российской истории. А ещё мне очень жаль, что у нас такой сериал снять невозможно. Пока наше осмысление собственного наследия находится на стадии восхваления и безапелляционной гордости. До стёба и здоровой критики нам ещё очень далеко. Поддержите меня лайком и комментарием, дистанционно обнимаю за всё хорошее.
Спасибо за внимание) Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить самое интересное