Выдающийся философ, замечательный литератор-сентименталист, пишущий не только романы, но и статьи по искусству, стихи, пьесы, либретто опер и музыку – великий Жан-Жак Руссо. Его творчеству мы обязаны появлению новых литературных направлений и нового типа литературного героя - этакого «прекраснодушного создания», руководствующегося в своих поступках не одним только разумом, но и высокими чувствами. Но ведь не только человеческие чувства волновали писателя: в романах «Новая Элоиза», «Эмиль», «Общественный договор» писатель впервые в европейской истории попытался объяснить причины и следствия неравенства между людьми и осмыслить происхождение государства. Придуманный Руссо принцип прямой демократии до сих пор служит основой конституции современной Швейцарии.
Энциклопедист Руссо смог предложить и новые методы воспитания детей, которые настолько прижились и укоренились, что и сегодня прописаны во многих педагогических методиках. В романе-трактате «Эмиль», которому в 2022 году сравнялось 260 лет, Руссо предлагает применять поощрение ребёнка взамен жесткого воспитания, объяснять все на живых примерах, не заставляя механически заучивать сухие факты: «истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях. Час работы научит большему, чем день объяснений».
Удивительно, но именно «Эмиля» Руссо называл самым важным и лучшим своим творением.
Многие исследователи считают данный трактат первой и наиболее полной работой по философии образования на Западе, а также одним из первых романов воспитания. Да, оказывается, и в далеком XVIII веке очень хорошо понимали, что литература о том, как правильно пройти через проблемы подросткового возраста и помочь ребенку стать впоследствии настоящим человеком, просто необходима.
Спустя многие десятилетия и века к темам воспитания подрастающего поколения подключились Диккенс, Флобер, Толстой, Гончаров, Гарин-Михайловский, Бунин, Горький, Гайдар и другие зарубежные и отечественные литераторы. Да и что далеко ходить: знаменитый цикл романов о Гарри Поттере – типичнейший пример этого жанра: одиннадцатилетний Гарри из первой книги, проходя через множество катаклизмов, противоречий и даже трагедий, вырастает в семнадцатилетнего юношу, взрослея и нравственно и интеллектуально. Но у истоков созидания такой «программы воспитания» стоял все-таки Жан-Жак Руссо, правда, модель его была несколько утопической, идеальной.
Руссо представил читателям целых три этапа воспитания: воспитание природой, воспитание вещами и воспитание человеком. На природу философ возложил ответственность за развитие внутренних органов и способностей ребенка; благодаря предметам малыш приобретает опыт взаимодействия с внешним миром, но самое важное – это человек, наставник, который и должен научить ребенка применять возможности своего внутреннего развития.
Основной парадокс Руссо о том, «просвещение вредно и сама культура — ложь и преступление», он описал и в «Эмиле»: счел ненужными и вредными для воспитания гуманитарные дисциплины, придав значение исключительно естественным наукам. Но, на то он и парадокс, чтобы, всесторонне его обдумав, составить собственное мнение.
Зато сколько неоспоримых идей преподнес нам Руссо: разве можно усомниться в том, что «любое занятие может стать скучным, если отягощать ум ребёнка чрезмерной теорией», что наставнику необходимо учитывать природные склонности ребёнка и обязательно воздействовать на него собственным положительным примером и нет никакой необходимости подвергать ученика постоянной пытке - заучиванию материала наизусть (все рано забудет), а также в том, что в воспитательную программу должны входить физические упражнения, так как «хворое тело ослабляет душу».
Из-за одной из частей «Эмиля», практически автономного эссе под названием «Исповедание веры савойского викария», роман запретили к продаже и подвергли публичному сожжению в год его первой публикации. В 1763 году императрица Екатерина II также запретила ввоз книги для распространения в России. Все произошло из-за того, что Руссо, отвергая все религиозные институты, осмелился утверждать, что в человеке чувство всегда предшествует разуму, и именно это качество делает нас по-настоящему людьми.
Сегодня для нас несомненно одно: грандиозное влияние Руссо на свое и все последующие поколения, идеи о справедливости и лживости законов, его (возможно, сентиментальные и несбыточные) мечты о возвращении цивилизации на лоно природы всегда останутся актуальными в среде борцов за лучшее мироустройство.
📖 Жан-Жак Руссо о воспитании человека:
✍🏻 Истинное воспитание состоит не столько в правилах, сколько в упражнениях.
✍🏻 Вам никогда не удастся создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов.
✍🏻 Первоначальное воспитание важнее всего, и это первоначальное воспитание, бесспорно, принадлежит женщинам.
✍🏻 Великий секрет воспитания – в уменье добиться того, чтобы телесные и умственные упражнения всегда служили отдыхом одни для других.
✍🏻 Если вы хотите воспитать ум вашего ученика, воспитывайте силы, которыми он должен управлять. Постоянно упражняйте его тело; делайте его здоровым и сильным; пусть он работает, действует, бегает, кричит; пусть всегда находится в движении; пусть будет он человеком по силе, и вскоре он станет им по разуму.
✍🏻 Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушить ненависть и к тем, кто их преподает, и ко всему преподаваемому.
✍🏻 Если вы уступите ребенку, он сделается вашим повелителем; и для того, чтобы заставить его повиноваться, вам придется ежеминутно договариваться с ним.
✍🏻 Величайшая ошибка при воспитании – это чрезмерная торопливость.
✍🏻 Час работы научит большему, чем день объяснений, ибо, если я занимаю ребенка в мастерской, его руки работают в пользу его ума: он становится философом, считая себя только ремесленником.
✍🏻 Никогда не следует прежде времени рассуждать с детьми о высоких материях, резонерствовать. Ничего нет пошлее детей, с которыми резонерствовали. Рассудок развивается после всех других способностей, и начинать с него – значит начинать с конца.
✍🏻 Если бы причины, резоны всех вещей были понятны детям, тогда их нечего было бы и воспитывать.
✍🏻 Чем меньше люди знают, тем обширнее кажется им их знание.
✍🏻 Воспитание человека начинается с его рождения; он еще не говорит, еще не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь на наш канал и читайте хорошие книги!