Эту пластинку, как и все три первые альбома Dead нужно слушать очень громко. И, на мой взгляд, очень часто. Aoxomoxoa – второй шедевр группы, которая иногда кажется мне столь же крутой, сколь круты The Beatles – только на другом поле. Равных им в области психеделической музыки найти трудно. Да ни у кого, наверное, нет такой легкости и качества свободной импровизации, такого подлинного группового сознания, взаимодействия, жизни, прожитой на сцене – за исключением периодов середины семидесятых, когда начались серьезные проблемы со здоровьем и определенная творческая усталость - такого количества концертных записей и концертов вообще, такой широты музыкального охвата, понимания народной музыки, джаза, рока, технического уровня. Музыка Dead – совершенно другая, особенная и конечно, сравнение с The Beatles некорректно, я имею в виду лишь грандиозность таланта и значимость артистов для современного искусства. Если говорить о мастерстве музыкантов Dead, то кажется, будто они родились уже с гитарами в руках, спали внутри барабанов вместе люлек и общались с родителями исключительно с помощь пения. Они настолько свободны в своей музыке, в своих групповых импровизациях, что из британских групп с ними может сравниться разве что Soft Machine – но у Dead музыкальный диапазон шире – так же, как и палитра, которой пользуется группа. Aoxomoxoa – третий альбом группы, более структурированный, чем предыдущий и качественней записан – у Dead появился 16-канальный магнитофон и они стали куда свободнее в студийных экспериментах. Хотя те же эксперименты им удавалось проделывать и на сцене. Но под экспериментами здесь нужно понимать не страшные непонятного происхождения звуки, вой и рев, который накручивали мастера психеделии во всем мире, а работу с естественным звуком инструментов – такого объема, какого-то трубчатого, обкруглого звука акустической гитары как Dupree’sDiamond Blues в то время еще никто не добивался – да и не пробовал, я думаю. Джими Хендрикс делал только что-то подобное. Начало St.Stephen кажется робкой гитарной импровизацией, пробой и поиском гармонии, но тут же вступает мощный – за счет бэков – вокал и вся группа и начинается яркая, менящаяся по темпу и гармонии песня, яркий бас, каждый такт играющий по-разному, неожиданный переход в джазовую структуру, возврат к рок-композиции, колокольчики-бубенчики, сочный звук гитары Гарсии, сопровождающей всю песню – то одноголосо, то громкими, сильными аккордами, пассажи фортепиано, импровизирующие ударные – в финале ощущение концерта – и вот- тот самый звенящий звук акустики в Dupree’s Diamond Blues с подложкой органа, барабанами, которые играют партию, повторяя ритмически голосовую мелодию – ритм-секция работает по совершенно иным, непривычным законам, но ритм держится железно. Голос удерживает это ритм, а все остальные инструменты – обрамление и поддержка вокальной линии. А в целом – очень мощно и драйвово. Попробуй повторить, что называется. Летящая, парящая и плывущая Rosemary – с тем самым найденным гитарным звуком, как будто колоколом заполняющем все пространство. Doing That Rag – мелодия без начала – но тут же ставшая отчетливой и конкретной. Сложной и красивой. От Grateful Dead всегда не знаешь, чего ждать и куда уведет их музыка. Группа играет музыку на совершенно своем языке. Узнается и кантри, и рок, и джаз, и фолк, и триповые психеделические полеты – и каждый находит свое. Казалось бы, такой язык должен бы быть сложным и просто невыносимо эклектичным, непригодной к употреблению кашей, но эта музыка сразу читается, сразу воспринимается, интригует и - при всей непредсказуемости – мелодии и гитарные ходы оказываются очень тонкими, очень легко «впитываемыми» - ничего не раздражает в их сложности, ничего не отталкивает. Привычными определениями стиль групп обозначить невозможно – от совершенно ночной акустической, гитарно-клавесиинной баллады Montains Os The Moon - к скачущей, ломающейся, с выплывающими и исчезающими хорами и сплошным гитарным соло China Cat Sunflower которая тоже начинается с короткого джэмового вступления и из повествовательного первого куплета превращается в какой-то космический рок с уже двумя солирующими гитарами. Чистый спэйс-рок в начале What’s Become Of The Baby – голос закупоренного в скафандр певца под гул корабля, входящего в атмосферу неизвестного состава. Финал – космический же блюз Cosmic Charlie – мощный, как вездеход и тонкий как шелковый платок, разукрашенный неожиданными вокальными вставками гитарным соло. Впрочем, в этой музыке трудно говорить о конкретных соло – все играют как будто джэмуя, но песни очень конкретные, мелодии сложные и выстроенные, однако, такая форма у GratefulDead сохранилась лишь на первых трех альбомах и концертных записях – это – о самого конца. Записанные в студии пластинки дальше будут куда большее структурированными, но не менее замечательными и талантливыми. И, конечно, необычными. Dead не изменят свой язык и подход, просто они станут более доступными. Уникальная группа, великолепная пластинка.