" Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадона, Чистейшей прелести чистейший образец."
18 февраля 1831 года по старому календарю (по современному календарю - 2 марта) состоялась свадьба А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой. Они венчались в Москве у Никитских ворот в церкви Большого Вознесения.
Из воспоминаний мемуаристов: венчанию Пушкиных сопутствовал полный "набор" дурных примет.
Когда жених и невеста проходили вокруг аналоя, то, нечаянно задели аналой, с которого упали крест и Евангелие, погасла свеча. вдобавок при обмене кольцами одно из них звякнуло об пол, а шафер Пушкина устал держать венец и попросил смену.
Вдобавок ко всему венчальная свеча в руках жениха затрещала и погасла. "Все дурные предзнаменования", - шептал Пушкин.
Из храма Натали Гончарова и Александр Пушкин вышли мужем и женой.
Они направились в нанятую им квартиру, в сохранившемся доме под номером 53 (сейчас там музей) на Арбате, где у них начался медовый месяц.
У дверей дома на Арбате их встречали Нащокин с Вяземскими – Петром Андреевичем и его сыном Павлушей, который держал икону. На свадебном вечере поэт был весел и гостеприимен, а юная Натали блистала красотой.
Трудно поверить, но одного из самых просвещенных людей своего времени, бесстрашного дуэлянта, отчаянного картежного игрока очень тревожили приметы.
Он верил снам, гаданьям, предсказаньям.
Поразительное суеверие, отмечавшееся многими современниками - "на предсказание было, во-первых, что он скоро получит деньги; во-вторых, что будет ему сделано неожиданное предложение; в-третьих, что он прославится и будет кумиром соотечественников; в-четвертых, что он дважды подвергнется ссылке; наконец, что он проживет долго, если на 37-м году возраста не случится с ним какой беды от белой лошади, или белой головы, или белого человека, которых и должен он опасаться". Все четыре предсказания сбылись.
В последующие годы Пушкин не раз говорил о предсказании фрау Кирхгоф. Опасаться ему следует белокурого человека, в белом одеянии, любителя белых лошадей. От него он примет смерть свою. Это было уже не смешно.
Однажды, во время возвращения в Петербург из ссылки в Бессарабию, его пригласили на бал к одному местному губернатору. В числе гостей Пушкин заметил светлоглазого и белокурого офицера, который пристально на него смотрел. "Чего это он вдруг?" Поэт тотчас вспомнил предсказание гадалки и ушел в другую комнату. Но и белокурый последовал за ним. Так они и ходили из комнаты в комнату...( из воспоминаний Веры Нащокиной).
Посматривая на блондина Дантеса, Пушкин почему-то напрочь забыл о предостережении фрау Кирхгоф. Досужие разговоры, мелкие намеки его мало занимали.
Его волновали творческие проблемы, его тревожили денежные дела. Он часто уезжал из Петербурга, находился то в Болдино, то в Москве и отовсюду писал своей жене.
Последнее предсказание он как-то позабыл, положился на судьбу.
В последующие дни молодожены посещали балы, маскарады, народные гуляния, делали визиты друзьям и в свою очередь друзья Пушкина часто навещали их.
"Я женат – и счастлив, – писал он своему другу Петру Плетневу. – Одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось, – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился".
Сама Наталья о первых днях супружеской жизни вспоминала не так радостно.
Она рассказывала Вере Вяземской, что ее муж сразу после первой брачной ночи буквально ее бросил. К нему пришли приятели, с которыми он до того заговорился, что забыл про жену и пришел к ней только к вечеру, а все это время она проплакала, чувствуя себя несчастной и одинокой в чужом еще для себя доме.
Наталья Николаевна вспоминала, бывало, как в первые годы ее замужества ей иногда казалось, что она отвыкнет от звука собственного голоса, - так одиноко и однообразно протекали ее дни! Она читала до одури, вышивала часами с артистическим изяществом, но, кроме доброй, беззаветно преданной Прасковьи, впоследствии вынянчившей всех ее семерых детей, ей не с кем было перекинуться словом.
Беспричинная ревность уже в ту пору свила себе гнездо в сердце мужа и выразилась в строгом запрете принимать кого-либо из мужчин в его отсутствие или когда он удалялся в свой кабинет.
- ...Теща прислала Пушкину объемистую шкатулку, наполненную бриллиантами... Несколько дней пришлось Наталье Николаевне полюбоваться уцелевшими остатками гончаровских миллионов.
В первый же месяц после свадьбы, Александр Сергеевич настолько крупно проигрался в карты, что был вынужден в уплату долга продать все драгоценности Натальи Николаевны Гончаровой. Деньги, полученные им от заклада в казну своих крепостных, он потратил не на выкуп из ломбарда фамильных драгоценностей своей тёщи, чтобы подарить их жене (как он обещал), а на ту же карточную игру.
Муж объявил ей, что они должны быть проданы для уплаты долгов, и разрешил ей сохранить на память только одну из присланных вещей. Выбор ее остановился на жемчужном ожерелье, в котором она стояла под венцом.
Много раз Пушкин давал зарок больше никогда не играть, клялся в этом жене. Но при первом же подвернувшемся случае благие намерения разлетались в пух и прах, и до самой зари он не мог оторваться от зелёного поля.
Случалось, в качестве ставок в дело шли главы из "Евгения Онегина". Это было в Москве. Пушкин, как известно, любил играть в карты, преимущественно в штосс. Однажды играя, Пушкин проиграл все бывшие у него деньги. Он предложил, в виде ставки, только что оконченную им пятую главу "Онегина". Ставка была принята, так как рукопись эта представляла собою тоже деньги, и очень большие (Пушкин получал по 25 руб. асс. за строку), - и Пушкин проиграл. Следующей ставкой была пара пистолетов, но здесь счастье перешло на сторону поэта: он отыграл и пистолеты, и рукопись, и ещё выиграл тысячи полторы... ( со слов А. М. Загряжского.)
Своему приятелю Никите Всеволжскому Пушкин умудрился проиграть свою первую книгу, уже готовую к продаже. В те времена книжный бизнес действовал по другим законам и книги распространялись по подписке. То есть читатели заранее оплачивали книгу, а автор печатал её в нужном количестве экземпляров и рассылал покупателям. 21-летний Пушкин проиграл в карты рукопись, уже готовую к изданию. Только через пять лет он смог выкупить её обратно.
Пушкин был неудачлив в картах. Необузданный азарт зачастую приводил к тому, что, пытаясь отыграть небольшую сумму, он проигрывал огромную и часто вынужден был немало хлопотать, чтобы расплатиться по долгам. Однажды Пушкин проиграл в карты колоссальную по тем временам сумму — 25 тысяч рублей. После этого он несколько охладел к картам и остепенился, став играть реже.
Как и многие выдающиеся русские писатели, Пушкин имел слабость к азартным играм. Это роднит его с Некрасовым и Достоевским. Но если Некрасов свою слабость превратил в преимущество и играл очень расчётливо, порой выигрывая сотни тысяч рублей у незадачливых соперников, то Достоевский и Пушкин себя сдерживать не умели.
Некрасов, сколотил за карточным столом целое состояние,
Один экскурсовод тонко подметил, что Пушкин в карты играть любил, а Некрасов - умел). Николай Алексеевич даже взятки умудрялся давать за карточным столом, виртуозно проигрывая требуемую сумму)).
Когда вдохновение сходило на поэта, он запирался в свою комнату, и ни под каким предлогом жена не дерзала переступить порог...
С робкой мольбой просила его Наталья Николаевна... дать ей первой выслушать новое творение. ...сердце невольно щемило, женское самолюбие вспыхивало, когда, хватая шляпу, он со своим беззаботным, звонким смехом объявлял по вечерам: "А теперь пора к Александре Осиповне на суд! Что-то она скажет? Угожу ли я ей своим сегодняшним трудом?
Отчего ты не хочешь мне прочесть? Разве я понять не могу? Разве тебе не дорого мое мнение? - и ее нежный, вдумчивый взгляд с замиранием ждал ответа.
Но, выслушивая эту просьбу, как взбалмошный каприз милого ребенка, он с улыбкою отвечал: - Нет, Наташа! Ты не обижайся, но это дело не твоего ума, да и вообще не женского смысла. - -А разве Смирнова не женщина, да вдобавок и красивая? - с живостью протестовала она. Для других - не спорю. Для меня - друг, товарищ, опытный оценщик, которому женский инстинкт пригоден, чтобы отыскать ошибку, ускользнувшую от моего внимания, или указать что-нибудь, ведущее к новому горизонту. А ты, Наташа, не тужи и не думай ревновать! Ты мне куда милей со своей неопытностью и незнанием.
- Пушкин только с зарею возвращался домой, проводя ночи то за картами, то в веселых кутежах в обществе женщин известной категории. Сам ревнивый до безумия, он до такой степени свыкся с софистическими теориями, измышленными мужчинами в оправдание их неверности, что даже мысленно не останавливался на сердечной тоске, испытываемой тщетно ожидавшей его женою, и часто, смеясь, посвящал ее в свои любовные похождения. А она, тихая и кроткая, молча сносила все. Из воспоминаний старшей дочери Н.Н. Пушкиной от второго брака с П.П. Ланским (русская писательница).
Натали многие считали холодной, безжизненной, "мраморной". А она была попросту очень молода. Застенчива, сдержанна, молчалива. Гораздо позже она признавалась, что только во время молитвы обретает "душевное спокойствие, которое часто раньше принимали за холодность, и меня в ней упрекали. Что поделаешь? У сердца есть своя стыдливость. Только Бог и немногие избранные имеют ключ от моего сердца". И не зря Пушкин писал: "А душу твою люблю еще более твоего лица".
Наблюдательная Долли Фикельмон, хозяйка известного салона высказывает иное мнение: "Жена его прекрасное создание; но это меланхолическое и тихое выражение лица похоже на предчувствие несчастия. Физиономии мужа и жены не предсказывают ни спокойствия, ни тихой радости в будущем…"
Пушкины прожили в Москве после свадьбы до середины мая.
Суета московской жизни, вынужденное общение с тещей начали, однако, его утомлять. Кроме этого Пушкин уехал в Петербург не только от тёщи, но и к издателям, читателям, друзьям-поэтам. Да и семейственного спокойствия и неприкосновенности не в Москве было искать... Эти причины стали основанием для отъезда в Петербург.
Он мечтал жить с Натальей Николаевной уединенно, поэтому они уехали из Москвы и поселились на лето в Царском Селе. Но светская публика специально приезжала даже туда, чтобы только посмотреть, как поэт прогуливается под руку со своей молодой женой.
Александр Сергеевич Пушкин вместе с Натальей Гончаровой жили в основном в Санкт-Петербурге, кроме нескольких первых месяцев - в это время они находились в Москве. В Петербурге они часто переезжали с одного места на другое. И за 6 лет сменили 7 разных квартир, и на одно лето они снимали дачу.
Переехав в Петербург, летом 1831 года Александр Сергеевич вновь поступил на службу.
Александра Пушкина приняли на службу в качестве историографа, чтобы тот писал "Историю Петра". К тому же Николай I изъявил желание, чтобы жена Пушкина украшала собою придворные балы, которые император давал в Екатерининском дворце.
Наталья Николаевна на горячую страсть супруга отвечала спокойной и тихой любовью, была умна, аристократична, добродетельна, прекрасно держалась в обществе. С головой ушла в ведение домашнего хозяйства, рождение и воспитание детей.
В таком коротком, но счастливом браке с 1832 по 1836 годы
у Пушкиных родились две дочки и два сына: Мария, Александр, Григорий и Наталья. Дети отличались внешне и по характеру. В каждом из них по-разному смешалась кровь Александра и Натальи. Больше всего "арапских" черт передалось старшей дочери – Марии Александровне.
Можно много говорить о Пушкине, о его жизни, творчестве, семье, любви, дружбе и игровой зависимости. Ведь великий поэт и писатель в первую очередь был человеком, а значит ему присущи увлечения, азарт, страсть, порой даже бездумная. А кроме того: если бы не эта любовь к картам, разве смог бы Пушкин написать тот же "Выстрел" или гениальную "Пиковую даму"?
Заслуга Пушкина перед Россией настолько велика,
что никакие недостатки его жизни не могут омрачить его великого и доброго имени. Он заставил уважать и любить живую русскую речь, обычаи и нашу природу.