Найти тему

БУДУТ ВОСТРЕБОВАНЫ ТВОРЦЫ , А НЕ ПОТРЕБИТЕЛИ

В стенах Государственной Думы состоялись парламентские слушания по теме: "Развитие системы высшего образования в РФ", которые, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, "вызвали беспрецедентный интерес". В обсуждении проблем приняли участие ректоры и преподаватели ведущих российских вузов, представители студенческого сообщества, работодатели, эксперты, депутаты...

Глава Минобрнауки России Валерий Фальков в своем докладе назвал ключевые принципы на которых будет базироваться новая система национального высшего образования страны - технологический суверенитет, фундаментальность, гибкость, конкурентоспособность, открытость и практичность. Министр отметил, что в основе новой системы должна быть нацеленность на решение актуальных задач, находящихся в национальной повестке развития - сегодня это обеспечение технологического суверенитета страны. Важнейшим элементом модернизации системы образования, залогом его высокого качества должно быть правильное сочетание фундаментальности и практической подготовки. Без фундаментальности высшее образование превращается в подготовку исполнителей и потребителей, то есть тех, кто работает по уже существующим технологиям, способен только лишь пользоваться чужими решениями, касается ли это инженера или менеджеров. "А нам нужны творцы", - подчеркнул Валерий Фальков. Одним из приоритетных министерство считает вопрос усовершенствования подготовки инженерных кадров, которое позволит быстро отвечать на запросы промышленности, крупнейших работодателей и предприятий.

Говоря об образовательных программах, докладчик обратил внимание, что большой запрос на гибкость высшего образования исходит от молодежи. "Нужна большая гибкость между разными уровнями образования. Российское образование должно быть интересно студентам, давать возможность выстраивать уникальные образовательные маршруты... Гибкими должны быть и образовательные стандарты и при этом они не должны меняться часто", - заявил министр.

"Все признают, что наше образование должно сохранить свои лучшие преимущества. Одним из них является фундаментальность. Это серьезная подготовка независимо от направления либо специальности выпускника, которая позволяет ему иметь такой багаж знаний, чтобы уверенно себя чувствовать в условиях неопределенностей, быстро меняющегося мира", - подчеркнул Валерий Фальков.

Он также отметил, что "Важным принципом, который предлагается положить в основу новой системы высшего образования, является практичность - образование должно быть востребовано, высшая школа это не только передача знаний, но и формирование нужных навыков для рынка труда".

Было подчеркнуто, что система высшего образования РФ должна быть конкурентоспособной на мировом уровне, понятной и привлекательной для иностранных студентов, выпускников школ за рубежом. Ведомство планирует расширять образовательное, научное, технологическое сотрудничество. Открытость - развитие отношений со всеми, кто в этом заинтересован, поскольку совершенствование системы высшего образования России "не нацелено на ее самоизоляцию".

По мнению министра, Болонская система в России оказалась недостаточно эффективной. «Если посмотреть на более чем 20-летний опыт реализации базовых принципов Болонской системы, то часть из них оказались недостаточно эффективными. По ряду направлений подготовки бакалавров типичных четырёхлетний срок обучения оказался недостаточным для полноценной подготовки выпускников к профессиональной деятельности. В результате ряд ведущих университетов по собственной инициативе перешли на пятилетние программы подготовки бакалавров. Магистратура изначально задумывалась как специальный уровень углубленной специализированной подготовки. Но этого не произошло. За исключением ряда вузов, для решения данной задачи у университетов не хватило организационных, кадровых, методических ресурсов - и соответствующей учебно-лабораторной базы" - резюмировал Валерий Фальков.

Не осталось без внимания важное направление работы образовательного сообщества России - необходимость повышения качества школьного образования. "Всеобщее школьное образование - большое достижение нашей страны в предшествующий этап её развития. Далеко не все страны мира имеют такое преимущество. Вместе с тем это преимущество надо увеличивать - я имею в виду качество школьного образования. Эта задача актуальна не только для школ, но и для наших университетов. На новом этапе нам нужно уделить приоритетное внимание работе вузов со школьниками, особенно по математике, информатике, физике, биологии, химии" - сказал министр.

Ректор МГУ, руководитель Российского Союза ректоров Виктор Садовничий начал свое выступление с небольшого экскурса по вхождению России в Болонский процесс. И напомнил присутствующим, что процесс назван в честь старейшего Болонского университета, где в 1999 году министры образования 29 европейских стран подписали декларацию о создании европейского пространства высшего образования.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в 2003 году в Берлине, на конференции министров образования европейских стран. В состав нашей делегации, подписавшей Болонскую декларацию, входили: министр образования Владимир Филиппов, председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Александр Шишлов, ректор Санкт-Петербургского государственного университета Людмила Вербицкая и чиновники федерального министерства образования.

В 2004 году приказом министра образования ( А.Фурсенко, прим.редакции) была создана группа по введению Болонских принципов в России.

В 2005 году был утверждён план, а в 2007 году был принят федеральный закон №232 о введении в России двухуровневой системы высшего образования.

Виктор Садовничий подчеркнул, что сам он никогда не был сторонником вхождения в Болонскую систему и сейчас, в 2022 году, когда обсуждается вопрос, как теперь выйти из Болонского процесса без серьёзных потерь для российской системы образования, считает, что "в вопросе выбора пути развития отечественной высшей школы нужно исходить из приоритетов сохранения устойчивости учебного процесса, здоровой преемственности. Нужно отказаться от кардинальной ломки того, что было. Специалитету и интегрированной магистратуре следует отдать преимущество, а бакалавриату и отдельным программам магистратуры – определенный процент. Наверное, будет разумно и правильно сохранить все варианты подготовки".

Выступая с парламентской трибуны, ректор МГУ предложил рассмотреть несколько траекторий развития высшего образования в России. Первый и приоритетный вариант – это специалитет с пятью-шестью годами обучения и получением одной или двух квалификаций. Так целесообразно обучать специалистов для отраслей, имеющих особое государственное или социальное значение.

Второй вариант представляет собой бакалавриат плюс интегрированную с ним магистратуру, успешно справляющиеся с задачей подготовки кадров для наукоемких, высокотехнологичных направлений подготовки. По опыту Московского университета, успешно реализующего эту модель образования, 9 из 10 выпускников бакалавриата предпочитают дополнить свое образование магистерской ступенью и стать высококлассным специалистом.

Третья модель предполагает сохранение доминирующего сейчас бакалавриата в четыре года с отдельными правилами приема для иностранных граждан. При этом, Виктор Садовничий отметил, что, конечно же, не должны быть ущемлены права тех, кто сейчас учится.

Также ректор МГУ отметил, что во многих областях знаний получение квалификации магистра за два года, без соответствующей базы, привело к ухудшению качества образования. Существенные риски в этой области связаны и с дистанционными формами обучения. "Очные занятия в присутствии руководителя, создание научных школ, чем была богата наша страна, – это наше будущее. И конечно, никакие дистанционные формы этого не заменят. Все мы вырастали в школах Колмогорова, Седова и так далее. Это было очень важно – ходить по коридорам со своим учителем и обсуждать, что делать", – подчеркнул Виктор Садовничий.

Позицию Комитета Госдумы по науке и образованию на парламентских слушаниях озвучил её председатель Сергей Кабышев. Парламентарий сказал, что в российской системе образования сохраняются системные недостатки, влияющие на качество высшего образования - "в их числе отсутствие надлежащей согласованности в развитии системы высшего образования с потребностями работодателей, чьи интересы не оказывают достаточно результативного влияния на структурную организацию содержания и качество высшего образования. Что приводит к негативной оценке значительным числом работодателей уровня практических знаний и навыков выпускников вузов". В своём выступлении руководитель комитета подчеркнул важность вопроса подготовки педагогических кадров. Он в частности сказал: "...Ключевой фигурой в сфере образования является педагог. От таланта, профессионального уровня, мировоззренческих установок и системы мотивации которого решающим образом зависит реальный эффект в сфере образования. Происходящее в настоящее время переосмысление роли статуса педагога, основанное на отказе от возобладавших в определённый исторический период рыночно-сервисных представлений об образовании, предполагает необходимость обеспечения для педагогов надёжных гарантий достойной оплаты труда на уровне соответствующем признаваемым за ними высокому социальному статусу.

Именно преподаватель является тем человеком, который может влюбить в себя учеников и студентов, влюбить их в будущую профессию, стать примером, проводником в сложный жизненных ситуациях, а иногда и главной моральной поддержкой.

Необходимо обеспечить престиж работы педагога, ибо, если у педагога не горят глаза, он не будет заражать этим своих студентов... О каком качестве образования мы можем говорить ? Поэтому эти вопросы должны найти достойное место в будущей стратегии развития образования".

На состоявшихся парламентских слушаниях, свое мнение и мнение однопартийцев высказал руководитель фракции Сергей Миронов, заявив, что все они являются противниками Болонской системы и ЕГЭ. По его словам, первое высшее профессиональное образование должно быть бесплатным – везде и для всех, без исключений. "Не может быть, особенно в стратегических отраслях, платного образования. Этим мы рубим сук, на котором сидим. Посмотрите на количество выпускников и количество бюджетных мест в вузах! Давайте, как в Сорбонне, – пусть без экзаменов идут учиться, а после первой сессии станет понятно, кто способен , а кто не способен", – предложил депутат.

По мнению политика, существующая система, когда абитуриент может подать документы в пять вузов, причём по разным специальностям - юрист, менеджер, инженер, педагог и т.д. - свидетельствует о том, что абитуриентам по сути безразлично, какую специальность они получат, главное, чтобы это было бюджетное место. "К тому же существующая система поступления, как пылесос, высасывает людей из регионов в Москву и Санкт-Петербург. При этом, к себе в регион возвращаются единицы, но и в Москве и Питере большинство не остается, они едут дальше - на Запад. И для кого мы бесплатно даем образование? Кому готовим специалистов ? " – обратился депутат к участникам парламентских слушаний. Стипендия студентов, убежден Сергей Миронов, должна быть на уровне минимального размера оплаты труда, а зарплата преподавателей – конкурентоспособной.

Заместитель председателя Госдумы Петр Толстой считает внедрение Болонской системы в России самой неудачной из всех реформ. "...И в этой оценке едины разные политические силы и разные слои нашего общества. Кстати, и преподаватели, и студенты отчасти с этим согласны. Эта реформа, которую вдохновляли наши реформаторы-либералы, она вообще не опиралась на национальную систему образования, она просто копировала западную методологию, не неся в себе никакой идеи, никакой идеологии и никакого образа будущего", - констатировал парламентарий.

В своем выступлении вице-спикер отметил, что потребности экономики, потребности страны, потребности общества до сих пор никто не знает.

"Сколько и каких специалистов нужно ? Конечно, у нас не плановая экономика, я знаю все эти возражения. Но никто не понимает, зачем детям получать образование, если оно не востребовано в экономике. Зачем мы плодим такое количество людей, которые потом работают не по специальности ?" - подчеркнул Петр Толстой. По его словам, ни один из министров образования за последние десять лет не смог дать содержательный ответ на вопрос, каким они видят итог обучения — выпускника вуза.

Зампред Комитета Госдумы по высшему образованию и науке Олег Смолин выразил свою точку зрения, назвав принудительное введение в России системы бакалавр-магистр федеральным законом №232 от 2007 года, грубой ошибкой. Депутат считает, что это решение принималось по идеологическим мотивам - российская политическая элита хотела тогда прорубить в Европу даже не окно, а целые ворота, причём для своих детей. "Вы видите, насколько меньше фундаментальной подготовки получает бакалавр по сравнению со специалистом, будущим инженером. Общий вывод вполне понятен: специалитет готовит будущего конструктора, а бакалавриат – будущего пользователя чужими конструкторскими разработками. Они нам будут предлагать разработки, а мы пользоваться" - сказал парламентарий.

По мнению Олега Смолина, "образование бакалавра явно уступает в качестве образованию специалиста и не только потому, что бакалавр учится на год меньше, занятий по основным курсам он получает меньше в среднем на 40 процентов, потому что бакалаврское образование подобно тарелке – широкой, но мелкой. А образование специалиста подобно кувшину – высокому и глубокому".

Резюмируя сказанное, депутат подчеркнул, что "вхождение в болонский процесс происходило по идеологическим мотивам и без особого ума. Выходить надо с умом и профессионально".

Надо отметить, что большинство выступающих были солидарны в том, что отказ от Болонской системы должен происходить постепенно. По мнению экспертов, следует соединить российский опыт специалитета и постулаты Болонской системы, чтобы в результате получить эффективную структуру. Важно, чтобы новая национальная образовательная система в первую очередь была нацелена на удовлетворение и развитие интересов государства. А её открытость позволила россиянам сотрудничать в сфере науки, образования и технологий со всеми «заинтересованными» сторонами.

На мероприятии были выслушаны разные точки зрения, прозвучало немало интересных предложений, которые будут обсуждаться в Министерстве высшего образования и науки и профильном думском комитете. Планируется, что к осени будет подготовлен комплекс мер по созданию новой системы высшего образования России, которая должна будет стать конкурентоспособной.