Если Вы не занимаетесь мотокроссом, то, наверное, уже не раз удивлялись, как даже дети, после падения на тренировке по мотокроссу - быстро встают, бегут к мотоциклу, поднимают его, заводят и продолжают заезд, как ни в чем не бывало…
Родители шутят, мол «дети - резиновые».
Но все это, не только благодаря умению падать и детской раскованности, ещё отрабатывает защитная экипировка для мотокросса.
В мотокроссе - и во время обучения, и на соревнованиях – да, спортсмены падают. В том числе и дети. Не только начинающие подвержены ошибкам пилотирования кроссового мотоцикла, но, как ни странно, опытные спортсмены – падают чаще, так как чаще идут на риск и круче открывают газ, проходя практически все повороты с заносом и взмывая над трамплинами.
Да и вообще - с мотоцикла падают все, невзирая ни на опыт, ни на возраст. Не падает только тот, кто не ездит.
Именно поэтому, опытные мотоциклисты – никогда не пренебрегают экипировкой.
Но обычная экипировка для мотоцикла здесь не подойдет, потому что, этот вид спорта подразумевает экстремальное вождение мотоцикла в экстремальных условиях – на специальной трассе, по песку и грязи.
Хотя, некоторые взрослые мотоциклисты, когда только начинают осваивать мотокросс, порой пользуются своей привычной дорожной мотоэкипировкой. И лишь со временем, постепенно переходят на настоящую, кроссовую.
…ведь она - особенная.
Экипировка для мотокросса состоит из нескольких элементов, это: мотоботы, наколенники, защита копчика, панцирь, налокотники, защита шеи, мотошлем и очки.
Сверху, на защитные элементы, надевается форма, которую легко можно постирать после заездов.
Мотоботы
В мотокроссе особое внимание уделяется ногам – мотоботы для мотокросса жесткие и высокие. Ходить в них совсем не удобно, но они должны крепко держаться на «зубастых» подножках кроссового мотоцикла, и при этом, нужно сохранить свободу движений для использования рычагов управления мотоциклом...
Ноги спортсмена, во время движения по песочной трассе, как бы «пришпоривают» мотоцикл и порой тесно прижимаются к горячим элементам техники, так что - мотоботы защищают ноги от высоких температур, да и сами не должны «подплавиться».
Мотоботы для мотокросса - надёжно держат стопу, защищая лодыжку и голень от скручиваний и ударов, они отличаются от ботов для эндуро бОльшей жесткостью и высотой.
Наколенники
Наколенники, которые должны быть обязательно вставлены в мотоботы - защищают и голень, и коленный сустав. Таким образом, нога жестко фиксируется, и лишь ее задняя часть остается немного уязвима. Но есть такие модели наколенников, которые защищают ногу каркасом со всех сторон, и жестко фиксируются, но они довольно громоздкие и дорогие.
Штаны
В штанах формы для мотокросса, которые надеваются сверху на наколенники, есть специальные мягкие вставки по бокам, которые защищают бедра от жестких падений.
Защитный пояс
Защитой копчика, тоже пренебрегать не следует - для этого существует специальный пояс.
Панцирь
Панцирь для занятий мотокроссом - похож на "черепашку", но обычно в нем гораздо больше цельных деталей, и его форма больше напоминает бронежилет.
Налокотники
А вот налокотники, если в обычной «черепашке» они крепятся сеткой к защите груди и спины, то в мотокроссе – они существуют отдельно от панциря. Здесь используется любая возможность для проветривания тела запотевшего гонщика.
Некоторые не любят налокотники, так как говорят, что они «пережимают» руки, но мы не советуем ими пренебрегать, так как они защищают локоть и предплечье, на которые обычно опираются, во время падения.
Джерси
На панцирь сверху, надевается свободное джерси (должно быть из дышащего материала), которое защищает от грязи экипировку и дополняет образ спортсмена.
Джерси заправляют в штаны (на трассе мотошколы ЛУЧ не одобряют небрежный внешний вид и не заправленное джерси)
Ошейник
Для защиты шеи спортсмена, используется «ошейник».
Он призван защищать основание черепа и шейные позвонки. Крутить головой, будучи экипированным «ошейником» - неудобно, но зато, есть шанс, что она не открутится, в случае неудачного падения. )
Шлем для мотокросса имеет конструктивные особенности.
Здесь требуется, чтобы спортсмен во время нагрузок, мог свободно дышать, но вдыхая как можно меньше пыли и песка. Да и подбородок должен быть обязательно защищен, ведь даже при трогании можно получить по нему удар рулем мотоцикла.
И не забываем, что у «правильного» шлема для мотокросса – должна быть застежка, типа "Д-ринг" (двойное кольцо) - она защищает от случайного расстегивания и растягивания ремешок шлема, чтобы он никак не мог слететь с головы ни при каких обстоятельствах.
Козырек на шлеме – защитит Вас от бликов, солнечных лучей и дождя.
Очки
В дополнение к шлему, вместо «визора», прилагаются кроссовые очки, которые имеют специальные крепления для наклейки, которые можно срывать прямо на ходу, если очки закидали грязью, впереди летящие соперники. Очки защищают глаза не только от грязи и камней, но и от возможных ударов о подушку руля, которая не должна дотянуться до Вашей переносицы.
Шлемы типа «интеграл» или «модуляр», хотя и имеют защиту подбородка, но для мотокросса не подходят по нескольким причинам. Во-первых - в них трудно дышать, а во-вторых, если что-то прилетит в область визора – он может треснуть и нанести травмы лицу спортсмена. «Визор» обычного шлема выпирает значительно больше, и вероятность его забрызгивания грязью возрастает – очки сидят глубже. Поэтому на трассе для мотокросса, нужно использовать только кроссовый шлем и очки.
Перчатки
Как правило, они выполнены не из кожи, как на дорожных мотоциклах, а из тряпичного материала, чтобы рука летом не потела. Они имеют защитные уплотнения, в наиболее уязвимых местах и должны быть "цепкими", чтобы не проскальзывала ручка газа, но легкими - чтобы можно было шустро убирать и ставить назад пальцы, на рычаги тормоза и сцепления. Перчатки для мотокросса должны плотно сидеть на руках и не доставлять дискомфорта.
Своя или напрокат?
В школе мотокросса, как правило, защитная экипировка выдается бесплатно для тех, кто занимается с тренером, и не важно на каком мотоцикле проходит занятие – на своем или мотоцикле мотошколы.
Но общественной экипировкой любят пользоваться не все, поэтому часто приобретают свою собственную, привозят ее с собой на занятия, или хранят в раздевалке школы.
Многие начинающие гонщики, не сразу привыкают к использованию экипировки для мотокросса. А некоторые, вообще ей пренебрегают, когда катаются на эндуро и питбайках по деревням и лесам.
Но те, кто занимается мотокроссом – настолько срастаются с мыслью, что нельзя пренебрегать защитой, и настолько в нее врастают, что расценивают её, как само собой разумеющееся, и если приходится ехать на мотоцикле без полной экипировки, то, чувствуют себя некомфортно.
«Без экипа я чувствую себя голеньким» - смеются спортсмены.
Защитная экипировка, во время тренировок по мотокроссу несмотря на то, что на первых порах кажется, что она сковывает, со временем, напротив - научит раскованности, и Вы смело будете открывать газ, преодолевая сложные препятствия на высокой скорости.
В защитной экипировке Вы перестанете бояться падать и почувствуете себя увереннее.
Возможно, даже откроете в себе новые таланты. Говорят, что самые аккуратные водители автомобилей – это каскадеры.
Так что, занимаясь мотокроссом, Вы или Ваши дети – привыкнут пользоваться защитной экипировкой, и вряд ли будут ей пренебрегать даже на дорогах общего пользования, при езде на дорожном мотоцикле или гоняя на питбайке по дачному поселку.
И кстати - в этом заключается еще одна польза занятий мотокроссом.
Конечно, экип – не панацея.
Но в большинстве случаев, полностью экипированный спортсмен может даже не почувствовать, если по его мотоботам проедет мотоцикл, на зашипованной резине зимой.
Но падать надо уметь, и в случае, если Вам под колеса свалится другой гонщик, запомните: по человеку ехать ни в коем случае нельзя.
Улучшить скорость реакции и научиться быстро реагировать, Вам поможет – мотокросс!
И берегите себя, ведь «Береженого Бог бережет».