Для каждой эпохи характерны свои детали, делающие её узнаваемой. Нас не удивляют накрашенные мужчины в чулках и в напудренных париках, когда речь идёт об аристократическом обществе при дворе короля Людовика Солнце. Однако сегодня молодой человек в этом образе выглядел бы странно.
И так не только с одеждой или причёской. Искусство тоже неизбежно меняется, хотя и остаётся под влиянием прошлого.
Есть особые приметы времени, по которым мы легко узнаём современное киноискусство или литературное творчество. Давайте поговорим о некоторых приметах нашего времени, успевшими стать раздражающими клише двадцать первого века.
Друг-гей
Присутствие героя нетрадиционной ориентации там, где это вообще ни к чему не ведёт.
Я нежно люблю «Птичью клетку» – французский фильм 1978 года о паре гомосексуалистов, держащих кабаре для трансов. Их явно противопоставляют ханжескому традиционному буржуазному обществу с его неприятием всего вокруг. Мне нравится творчество Педро Альмодовара. Я считаю, что фильмы вроде «Горбатой горы» обязательно нужно снимать.
Но чего я не понимаю, так это обязательного сообщения о том, что герой – гей, где это вообще никак не влияет на сюжет! Он просто есть, чтобы говорить о личной жизни главной героини. Всё. Понимаешь, что данный персонаж здесь не играет никакой роли, кроме как закрытия квоты.
А вообще хочу найти себе друга-гея, который будет переживать за мои отношения больше, чем за свои!
Сильная и независимая женщина
(глазами фантазёров)
Образ «сильной женщины» прорисовывают излишне натужно. Зачастую он выглядит карикатурно.
Все рекорды побил фильм 2021 года «Воздушный бой», в котором недавно родившая женщина сражается с врагами, посрамив всю команду опытных мужчин-бойцов, управляет самолётом, рвёт всех в лоскуты и, истекая кровью, невозмутимо кормит ребёнка грудью. Само собой, её укладка при этом безупречна)))))
В происходящее просто не веришь.
По-настоящему феминистский вопрос раскрыт в фильме 2003 года «Улыбка Моны Лизы» – его я рекомендую к просмотру людям всех полов и гендеров.
Сталин? А кто такой этот Сталин?
У нас снимают фильмы о войне и удивительно единодушно замалчивают преданность героев коммунистической партии и лично товарищу Сталину – верховному главнокомандующему. В тяжёлых случаях ещё и боженьку приплетут. Ага, в СССР каждый первый был верующим и начинал свой день с молитвы. Всем известный факт.
Как бы вы не относились к тому периоду, но это наша история. Многие участники ВОВ были убеждёнными коммунистами и атеистами, верили в свои высокие идеалы, что придавало им сил для борьбы с фашистами. Нельзя это забывать. Нельзя.
Эти злые русские
Американское кино грешит штампами о России. У нас, конечно, всегда мороз, пьяные медведи пляшут на улицах с балалайками, а за всеми следит КГБ.
Сейчас это, само собой, станет ещё большим трендом.
Просто оставлю это здесь))))
Осовремененные герои в прошлом
Художники по костюмам могут постараться на славу и проработать мельчайшие детали. Но от фильма всё равно будет веять картоном.
Приведу пример. Много лет назад по тв крутили сериал «Бедная Настя». В одной из серий хозяйка общается с крепостной девицей чуть ли не заискивающе. Это было так нелепо, что хотелось смеяться.
Через несколько лет я встретилась со сценаристом "Бедной Насти" на мастер-классе. Она привела нам в пример этот насмешивший меня эпизод.
Русские сценаристы сериала работали под началом сценаристки-американки. Они пытались убедить её, что крепостная не могла себе позволить так разговаривать с барышней, но она их не послушала и сняли то, что сняли.
В сериале «Мерлин» королева говорит служанке:
"Ты выглядишь усталой. Не хочешь взять выходной?»
А действие происходит, на минуточку, во времена короля Артура! То есть в Средневековье. Видимо, страдающее от того, что нельзя сходить в барбер-шоп или купить латте в Старбаксе.
Серо-буро-малиновая мораль
О, ярчайшая примета времени!
На одном из литературных семинаров я услышала претензию, что я сделала отрицательного персонажа своей книги (педофила) злодеем. Каково, а? Должен быть добродей, не иначе.
Хороший педофил даже звучит как оксюморон. Хороший педофил – это мёртвый педофил.
Ей-Богу, размытие нравственного начала уже подбешивает.
Моя книга на Литрес:
Если положительный герой, то с таким "джентльменским набором тёмных делишек", что усомнишься -- а ты точно положительный?
С другой стороны, зло не такое уж и зло… Да, убил десятки людей, истязал и пытал, совершал такие поступки. Но он так любит свою девушку! И дал денег нищему! А в молодости потерял друга, маму и пекинеса, пережил токсичные отношения, стал жертвой абьюзинга, висхолдинга и неглектинга, поэтому мы будем сопереживать этому красавчику изо всех сил. Подумаешь, клинический психопат. Мы верим, что он исправится.
Это крайне опасная мысль. Нам внушается, что псих может измениться, если его обогреть человеческим теплом. Не изменится. А кто поведётся на крокодильи слёзы – пострадает.
Об этом и писали классики прошлого, безапелляционно припечатывая словом. Поэтому, скажем, у Достоевского Тоцкий – «старый развратник», а маркиза де Мертей и Вальмон Шодерло де Лакло – опасные манипуляторы. Без примесей. Всё как есть.
Как говорила мисс Марпл, встречаются, однако, и по-настоящему умные люди, и страшно даже представить, что они могли бы натворить, не имей прочных нравственных устоев.
Физиология такая физиология…
Есть отличная экранизация романа Теккерея «Ярмарка тщеславия». Всё в ней хорошо, кроме первого кадра, в котором отвратительная женщина с упоением ковыряется в носу. Зачем это нужно?
Вот такого безобразия полно и в книгах. Описать как кто-нибудь, простите, блюёт – смачно, с деталями состава и консистенцией – запросто! Кормление младенца нужно описать так, чтобы у читателя непременно подступила тошнота. Туалетная тема – о, подержи моё пиво! (Мне иногда кажется, что современные творцы застряли в анальной стадии по Фрейду).
И куда же без «перчика»: сексуальные сцены нужно показать с таким задором, чтобы ни одна анатомическая подробность не ускользнула от зрителя или читателя.
Мы же все тут монахи-девственники из Иезуитского Средневекового монастыря, мы и понятия не имеем, что, куда и в какой последовательности. Хоть просветимся.
Я не против откровенных сцен в фильмах. Просто к чему «горяченькое» в, например, приключенческом кино? Разве фильм «Индиана Джонс» потерял своё очарование от того, что авантюрист-учёный не занимался разнообразным се@@@м с женщинами и мужчинами на каждом артефакте?
А какие "грехи" знаете вы? Давайте дополним картину вместе.