Модель Lotus Esprit выпущенная в 1976 году, стала дальнейшим развитием Europa и очередным воплощением идей Чепмена об использовании стекловолокна и других лёгких материалов в автомобилестроении. Дизайн этой модели был выполнен компанией Italdesign Дж. Джугиаро. Машина оснащалась 4-цилиндровым рядным двигателем Ford, доработанным Lotus. Изначально его характеристики составляли 2.0L/158 HP, но уже во второй серии они были повышены до 2.2L/161 HP.
В 1980-х годах, когда мощность Esprit стала недостаточной, была разработана модификация с турбиной фирмы Garret. Получившая название Esprit turbo, она дебютировала в 1980 году с двигателем мощностью 207 HP. К 1986 году благодаря оптимизации давления наддува мощность удалось довести до 212 HP. В 1981 году шасси Turbo и обычных моделей были унифицированы в третьей серии.
В 1987 году кузов Esprit был подвергнут рестайлингу с целью придания более современного вида. Первая модель с новым кузовом получила название Turbo HC.
Развитие Esprit продолжилось и в последующие годы. Однако во второй половине 90-х резервы повышения мощности были исчерпаны, и в 1996 году старый двигатель был заменён новым 3.5/V8 Twin Turbo.
На основе модификации V8 Twin Turbo, двигатель который развивал более 345 HP, были созданы модели V8GT и V8SE. В 1999 году была выпущена облегченая модель Sports 350, необходимая для сертификации.