В 1896-м году вдова скромного коллежского регистратора, служившего в Департаменте государственных имуществ, Варнавы Карповича Васильева – Вера Васильевна приобрела довольно большое «дворовое место» на углу Подольской улицы и Загородного проспекта. Сомнительно, что чин и должность супруга подразумевали особое наследство, а вот собственное «приданое»Веры Васильевны вполне могло быть основой для подобных приобретений. Случай не столь уж и редкий, когда основными семейными капиталами владела именно супруга…
Строения на этом участке конечно были и до покупки, как впрочем и новые «перестройки», но идея возвести тут аж шестиэтажный доходный дом появилась только через 11 лет после сделки и принадлежала она, судя по всему, сыну Веры Васильевны – коллежскому советнику Петру Варнавовичу Васильеву. Причем, для подготовки проекта этого дома был объявлен конкурс с поручением о проведении которого Петр Варнавович обратился в Санкт-Петербургское общество архитекторов…
Вообще тема подобных конкурсов весьма интересна и краеведы давно раскопали и опубликовали в сети много относящейся к их проведению информации, да и знаменитый журнал «Зодчий», публиковавший подобные материалы, сейчас найти совсем не сложно, если любопытно. В рассматриваемом случае на конкурс был подан 21 проект, а состав оценивавшей их комиссии даже сейчас производит сильное впечатление. Крыжановский, Лидваль, Покровский, Шмидт… Одним словом более «передовой и современный» уровень экспертизы скромного «вдовьего заказа» в то время придумать было сложно.
Первую премию в размере 500 рублей получил проект под названием «Зеленый круг». Его автором был 28-и летний выпускник Института гражданских инженеров, только что вернувшийся из учебной поездки по Европе, Александр Ионович Клейн. Для него это был первый собственный проект и, конечно, большой успех. Впрочем, строгая и авторитетная комиссия в целом не сочла результаты конкурса особенно удачными. Для доработки проекта Клейна потребовалось участие более опытного архитектора и в этом качестве был приглашен Лев Александрович Ильин.
На самом деле Лев Александрович был ровесником Александра Ионовича, но институт окончил на два года раньше и уже имел серьезную строительную практику. К тому же он был достаточно известен в профессиональных кругах благодаря публикациям в специализированных журналах и активной работе в обществах гражданских инженеров и архитекторов-художников. Но что собственно Ильин изменил в проекте Клейна? Тут конечно вопросов больше чем ответов.
Сразу обращает на себя внимание довольно не обычный для Петербурга «скругленный угол» (вместо традиционных «срезов» и «башен»), но он изначально был одной из интересных «находок» самого Клейна, хотя в оценке экспертов значилось, что «угловой закрытый балкон неудачен». Были еще замечания о темных и узких парадных лестницах, «вытянутых» комнатах… Не берусь судить о комнатах, но в целом… Лестничная «спираль» особо не изменилась.
Возможно оконные проемы стали больше, но слишком светлым местом эту парадную и сегодня назвать трудно хотя сделана она конечно предельно функционально.
Внешний декор? Но к нему как раз замечаний не было. Впрочем, именно в «декоративной части» Ильин, как человек активно обсуждавший в то время новые идеи петербургских «архитекторов-художников», мог внести значимую «лепту». Интересно, что, при этом, и Клейн, и Ильин не были особыми поклонниками модерна. Скорее они просто следовали моде, создав в результате весьма оригинальное здание.
Как бы то ни было, если не отвлекаться на все эти «архитектурные детали», полученный результат вполне устроил заказчиков для которых главными показателями думается были собственное комфортное жилье и доходы от арендаторов. А доходы были похоже весьма приличным, поскольку «конкурсный» дом облюбовали столичные военные и гражданские инженеры. Да и собственное жилье владелицы… Вера Васильевна еще в 1917-м проживала именно здесь. Примечательно, через несколько лет после завершения этого строительства, Васильевы вновь обратятся к Ильину, но это тема для другого рассказа.
После реализации совместного проекта Лев Александрович и Александр Ионович продолжат плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество вплоть до самой революции. Они выступят в качестве соавторов при строительстве целого комплекса зданий городской больницы имени Петра Великого. Оба все активнее будут интересоваться не просто возведением отдельных зданий, а общими вопросами градостроительства. Хотя уже тогда, подходы у них будут разными. Если Ильин серьезно занимался теорией, а также общественной и преподавательской деятельностью, в практической работе ориентируясь на создание новых «городских ансамблей» и строительство мостов. То Клейн отдавал предпочтение архитектурной работе как бизнесу, став директором правления «Товарищества борьбы с жилищной нуждой», руководителем архитектурного бюро «Больничное строительство» и архитектором сразу нескольких столичных акционерных обществ. Хотя и он был не чужд преподавательской деятельности. Читал лекции в Политехническом, а одно время даже возглавлял кафедру архитектуры в Высшей технической школе. 1917-й «развел» сложившийся тандем Ильина и Клейна окончательно. Лев Александрович остался в России и стал одним из самых известных архитекторов и градостроителей страны советов. Именно под его руководством был создан знаменитый генеральный план развития Ленинграда в 1935-м году. Он погиб под бомбежкой в блокадном городе в 1942-м. Ему было 63 года. Александр Ионович уехал из России и довольно успешно продолжил свою архитектурную карьеру в Германии. После прихода нацистов к власти недолго работал во Франции, но с 1935-го перебрался в Палестину и вся его дальнейшая судьба уже была связана с «землей обетованной». После войны именно он создавал наверное самые первые градостроительные планы для нового государства Израиль. Скончался он в 82 года будучи весьма уважаемым профессором в Политехническом институте Хайфы.
Такая вот длинная история, начавшаяся с одного немного странного проекта для вдовы коллежского регистратора…