Не успели стихнуть в Америке и Европе казусы Black Lives Matter, с целованием ног, рук и прочих выделяющихся частей тела представителей афроамериканской расы, как пережитки колониального прошлого мчатся на всех парах в современную повестку.
Станет ли Африка снова колонией и в чьи руки попадут ее ресурсы?
Как повлияет на Российскую экономику решение большой семерки вкладываться в развитие инфраструктуры развивающихся стран?
Об этом — в нашей сегодняшней статье.
G7, как волшебники в голубом вертолёте, решили вложить 600 миллиардов долларов в развитие инфраструктуры сотни развивающихся стран.
Мечта всех советских детишек из песенки совсем скоро воплотится на Африканском континенте. Ура, товарищи! Наконец-то в развивающихся странах появится инфраструктура.
Согласно опубликованному меморандуму на сайте Белого дома, инвестиции будут направлены на следующие сектора:
- климатическую и энергетическую безопасность,
- цифровую связь,
- здравоохранение и медицинскую безопасность,
- а также гендерное равенство (последнее, нас особенно радует. Уже представляем, как женщины Экваториальной Гвинеи протестуют против набедренных повязок).
Вслух идея звучит просто отлично — это же меры по устранению пробелов в инфраструктуре развивающихся стран, укрепление мировой экономики и цепочек поставок. А еще, разумеется, продвижение интересов в сфере национальной безопасности. Чьей национальной безопасности?
«Скажите как его зовут? С – Ш – А».
Похвально, конечно, помогать отстающим, но и удивительно, что до сих пор проекты глобальной инфраструктуры реализовывались не так масштабно.
Сейчас же размах поражает — аж 100 стран и 600 млрд долларов.
Однако, не все так просто, как кажется.
Со слов Байдена, эти вложения не гуманитарная помощь и не благотворительность. Лидер США сразу называет вещи своими именами. Эти средства — «инвестиции, которые принесут прибыль всем», и, как мы понимаем, отдача ожидается соответствующая.
Больше того, проект G7 намерен составить конкуренцию китайской инициативе «Один пояс — один путь», которую глава Китая Си Цзиньпин запустил в 2013 году. (Новоиспечённые инвесторы как бы говорят: «подвиньтесь, ребята, мы тоже хотим кусочек этого пирога»)
Особенно хочется отметить, что развитие потребовало такого внушительного внимания запада только сейчас, в период активных поисков Европой ископаемых энергоносителей, что не может ставить под сомнение ее искреннюю заинтересованность в улучшении мира.
Африка начала тянуться к развитым странам с 2000 годов. Но до принятия ООН решения об устойчивом развитии, прогресс шёл достаточно медленно, хоть и результаты были хорошими.
Если взять интересующую нас энергетическую отрасль, то по сути на сегодня основная доля производства приходится на страны Северной Африки и ЮАР. Передовиков можно пересчитать на пальцах одной руки — Марокко, Алжир, Ливия (большой вопрос, что там будет дальше после бомбежек), Египет, ЮАР, ну и шестой палец — Нигерия (за нефть сюда ее тоже припишем). Все! Остальные страны на этом фоне выглядят печально. И если развитие отрасли стимулировать повышенным потреблением, то встает вопрос, в принципе развития всего континента.
Однако предложение семерки не ограничено исключительно освоением ископаемых источников энергии. Последние новости ясно дают понять, что Европа нацелена постепенно сокращать использование и замещать природный газ (судя по всему, вечеринка российских углеводородов в Европе действительно скоро закончится). А если взять это желание найти альтернативу и умножить его на идею «зелёной» энергетики, то в результате мы и получаем масштабные инвестиции в бывшие колонии. Все новое — хорошо забытое старое, да, БОрис?)
Тут мы подбираемся к одной из инициатив Байдена — это строительство станции солнечной энергетики в Анголе. Предполагается, что по всей Африке таких станций будет несколько, что позволит быстрее восполнить необходимые ресурсы.
Хотя и классические энергоносители, и золото (особенно с учетом мнимого ограничения доступа российского золота на международные рынки) также не могут не быть в списке целей Большой семерки. Если обратиться к карте, то мы видим, что в Африке есть, чем интересоваться. Безусловно, возникнут и сложности для добычи, вроде климатических особенностей и природных неудобств, однако, явно не больше, чем в России.
Поэтому ждём инвестиций в нефтяную отрасль и добычу полезных ископаемых.
План G7 очень напоминает колонизацию Америки и проходит под девизом «пришел, увидел, завоевал». Только методы чуть более гуманные и замаскированы под великое благо для всей планеты.
Фактически картина такая: в Европу вырисовывается два пути.
Первый — это путь высокотехнологичных товаров и товаров народного потребления из Китая, Японии и Кореи. Они сейчас масштабно идут по морю и по железной дороге через РФ, и имеют достаточный прирост с точки зрения грузооборота. Новый шелковый путь создаёт благоприятные условия для сотрудничества.
А второй — это путь энергоресурсов из стран Африки, которые сохранят жизнь европейской промышленности.
Что в итоге:
1. Большим вопросом остаётся скорость реализации проектов. Деньги — не равно договорённости, поэтому в любом случае перед началом осуществления планов время уйдёт на дипломатические беседы. Скорее всего, исход будет позитивным, и у семерки получится договориться с частью стран. Дальше процесс внедрения, и как следствие рост товаров на мировом рынке (в частности энергоресурсов), что теоретически должно привести к снижению их стоимости.
2. Африка опять превращается в колонию.
Мы предполагаем, что сейчас будет мировой передел Африки. Заинтересованных лиц много: это и Россия, которая удерживает режимы стран центральной Африки, и Китай, плюс Франция, которая там испокон веков держала колонии. Поэтому вся строящаяся инфраструктура зайдёт с двух полюсов — от G7 и от стран БРИКС.
3. Кто сможет договориться со странами восточной Африки, в частности, например, с Сомали и Египтом, где процветает пиратство, тот обуздает логистику как таковую.
4. Эпидемию заказывали? Есть риск вспышки нового заболевания, которое либо завезут в Африку, либо из неё. Безусловно, это всего лишь наше предположение. Однако, если обратиться к истории, то мы понимаем, что все возможно. Оспа, например, передавалась через заражённое одеяло. И если взять статистику, то детская смертность по оспе вызывает как минимум мурашки. У нас недавно была статья про оспу — почитайте, интересно. Всемирная организация здравоохранения также высказывает опасения относительно новой эпидемии, что не внушает оптимизма.
5. Для России начало передела не добавляет позитива с точки зрения стабильности. Мы предполагаем, что возможны конфронтации (не просто же так ЧВК Вагнер уже давно работает в центральной Африке).
6. Роль России для Европы снизится еще на порядок. Если Россия потеряет европейский рынок сбыта, экономический коллапс неизбежен.
Заменить Европу Азией без потери цены не получится, а если цена будет низкой, то и рентабельность производства упадёт.
Ну такое. Значит ли это новые ориентиры на внутренний рынок? Пока непонятно.
7. На улицах Венесуэлы наступит праздник. Это неточно, но вполне возможно. Есть вероятность, что с неё снимут огромное количество санкций, а значит Венесуэльская нефть вернётся на рынок США. Эта мера поможет снизить мировые цены на чёрное золото и укрепит связь страны с США, что для России тоже не очень хорошо. Что будет на самом деле мы не знаем, однако несколько наших прогнозов уже сбылись.
Вы как думаете, как будет разворачиваться история дальше?