Для начала скажу: всё, что я читал по этой теме – полнейшая ерунда. Никто не понимает, о чём здесь нужно говорить. После прочтения этой краткой статьи вы легко будете решать для себя этот вопрос.
Во первых строках хочу отдать должное гениальности братьев Коэнов, явленной ими (не только, но в первую очередь, применительно к нашей с вами задаче) в фильме "Старикам тут не место". Это момент, когда Антон Чигур говорит: "Для всякой работы нужен лишь один, но правильно подобранный инструмент". Вот этот краткий диалог:
Я здесь пишу объективно и не склоняю вас к какому-то одному способу, поскольку ответить на вопрос "фирма или бригада" в отрыве от ваших обстоятельств невозможно. Проще говоря, иногда лучше нанимать фирму, иногда бригаду; в каких-то обстоятельствах нужен один мастер на все руки, а в каких-то – несколько узкоспециализированных компаний. Всё зависит от вашей задачи и от приоритетов.
Прежде всего нужно знать вот что: ремонт, стройка и другие подобные процессы происходят по сценарию, в котором есть набор обязательных ролей. Исключить эти роли из процесса невозможно, можно только передать кому-нибудь или взять их на себя.
Вот роли для процесса ремонта:
1. Проектировщик
2. Сметчик
3. Прораб
4. Снабженец
5. Руководитель проекта
6. Специалисты (здесь в соответствии с проектом – каменщик, штукатур, стяжечник, электрик, сантехник, гипсокартонщик и т.д.).
На эти роли вы назначаете исполнителей.
Роль проектировщика вы можете выполнить сами или позвать знакомую студентку-дизайнера, можете оставить существующую планировку и пригласить декоратора для подбора отделки или цветовых решений. А если у вас загородное поместье, то вам понадобится архитектурное бюро с архитекторами, дизайнерами интерьера и ландшафтными дизайнерами, декораторами, согласователями, комплектовщиками и т.д.
Если у вас однокомнатная квартира и совсем простой ремонт, вы не нанимаете дизайнера, а сами решаете, где у вас будут розетки и выключатели, в какую сторону будут открываться двери, как встанут сантехприборы, где разместить стиральную машину, какого цвета будут обои и напольные покрытия. Роль проектировщика, таким образом, вы принимаете на себя.
Далее вы нанимаете бригаду без прораба. Это значит, что роль прораба вы будете выполнять сами. Давать задание рабочим перед каждым этапом, принимать у них работу, координировать снабжение, следить, чтобы не было простоев из-за отсутствия решений или каких-либо материалов – теперь это ваша обязанность. Поскольку у вашей бригады нет своего транспорта, то по рынкам и магазинам вы тоже будете ездить сами, выполняя роль снабженца. И с рабочими так же: восемь, десять или пятнадцать видов работ выполнит три человека. Для простого проекта это допустимо.
Одно важное примечание: фирма обойдётся вам в два или даже три раза дороже, чем бригада. И вы должны понимать, за что вы платите.
Ниже представлена классификация фирм и бригад, которые действуют на рынке.
Вариант первый: «Под ключ».
1. Самая простая боевая единица, которую вы можете нанять для ремонта – бригада. Два, три, четыре человека, как правило, из Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Украины или Белоруссии. Внутри бригады у всех могут быть слегка различные специализации, но в общем это не узкие специалисты, а так называемые «универсальные специалисты», по-простому – «универсалы». Качество работ может быть каким угодно: от совсем низкого до среднего. Это значит, что такие парни могут справиться, например, с обычной плиткой, но не с мозаикой. С инженерией они либо вообще не связываются, либо сделают её посредственно. Такую бригаду имеет смысл нанимать, если у вас простой проект, не нужно гнаться за сантиметровой точностью: возведение перегородок, штукатурка, стяжка, недорогие двери, ламинат. Для электромонтажа и сантехнических работ лучше нанять отдельно узких специалистов. Транспорта у такого коллектива нет, всеми закупками вы будете заниматься самостоятельно.
2. Следующая, чуть более сложная единица – прораб с бригадой. Прораб может одновременно вести от двух до шести-восьми объектов (если они находятся в одном жилом комплексе). У прораба, как правило, есть машина, прораб планирует свою деятельность, закрывает все мелкие и срочные вопросы, занимается снабжением. Для большинства проектов конфигурация «прораб с бригадой» является оптимальной. Это дороже, чем просто бригада, но избавляет вас от массы текущих вопросов. Да, прораб будет постоянно дёргать вас, требовать решений и т.д., но от этого всё равно никуда не деться. Прораб с бригадой обойдётся вам на 30-40% дороже, чем просто бригада.
Ещё одно примечание: ремонт – это довольно плотное облако решений, которые вам необходимо принять; для большинства из вас это непривычно.
3. Небольшая компания. В такой конфигурации, как правило, есть юридическое лицо, небольшой офис, директор, два или три прораба. Сметы считает директор, или прорабы делают это сами на основании общих расценок. По сути, эта конфигурация мало отличается от предыдущей, но обойдётся вам более чем в полтора раза дороже, чем бригада без прораба. Бригада + 60%.
4. Относительно крупная компания. Относительно, потому что по-настоящему крупных на нашем рынке нет. В этой конфигурации к базовой бригаде, которая стоит в основе всего, прибавляются не только прораб и руководящий состав, но и относительно большой офис, дизайнеры, бухгалтер, главный инженер, менеджеры (руководители проектов). Услуги такой компании обойдутся вам в два-три раза дороже, чем услуги бригады.
Выше я перечислил четыре варианта решения задачи «под ключ». Скажу сразу, что дать полную, исчерпывающую классификацию затруднительно по причине огромного количества вариантов. Но понимая основные, вы сможете изобрести свой.
И тут мы должны вернуться к тому, что вы должны понимать, за что вы платите. А платите вы за профессиональное управление процессом. Не за гарантии (у фирм часто пустые счета и даже в случае положительного судебного решения взыскать с них что-либо довольно сложно. И напротив, подписать договор можно и с частным лицом - гражданином другого государства), не за что-нибудь другое, а за управление. За то, что не умеете делать сами или не имеете на это времени.
Вариант второй: поэтапно.
В этом варианте вы нанимаете специалистов на каждый этап. Так можно действовать по разным причинам, одна из которых – отсутствие возможности профинансировать всё сразу. Есть деньги на перегородки – сделали, поставили на паузу. Подкопили немного – сделали штукатурку и так далее. У такого подхода есть один существенный минус: нужно более тщательно принимать работу и быть готовым к тому, что следующие специалисты всегда будут критиковать работу предыдущих (и не всегда без оснований).
В поэтапном варианте рассмотрим две конфигурации.
1. Частные бригады. Вы можете нанимать каменщиков, электрика и сантехника, гипсокартонщика и так далее. Никакой прораб здесь не нужен, сами дадите задание, сами примете работу, а если не уверены, пригласите знакомого прораба, инспектора технического надзора или специалистов, которые будут выполнять следующий этап работ (например, позовите маляров, чтобы они приняли работу штукатуров).
2. Фирмы. Как ни странно, но по стоимости услуг в отдельных этапах фирмы успешно конкурируют с частными бригадами. Так происходит в штукатурке и стяжке. Компании и даже ИП могут позволить себе приобрести оборудование для механизированных штукатурки и стяжки, а частных бригад со своим оборудованием на рынке крайне мало, да и работают они по тем же расценкам. Но вы не сможете нанять механизированных штукатуров, если у вас маленький объём, например, одна комната или отдельная стена.
Вот и всё, дорогие друзья! Разумеется, на эту тему можно было бы написать целый трактат, но кто его будет читать. Если у вас множество маленьких задач: там подкрасить, здесь подмазать, там выложить три метра плитки, построить небольшую перегородку и так далее, нанимайте рукастого универсального специалиста. Если действуете поэтапно, нанимайте фирмы везде, где это сопоставимо по цене с частниками. А если у вас сильно ограниченный бюджет и крайне сжатые сроки, нанимайте бригаду и ночуйте вместе с ними. Удачи!