Найти тему
Бурёнка

Анализ профессионального стандарта "Бизнес-аналитик" в рамках ознакомительной практики

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

Цель ознакомительной практики – закрепление и углубление полученных общих теоретических знаний о получаемой профессии; формирование практически ориентированной подготовки к будущей профессиональной деятельности; изучение необходимых навыков, и как следствие – овладение умениями по избранной специальности; расширение представлений о будущей профессиональной деятельности, повышение информационно-коммуникативного уровня.

В результате прохождения ознакомительной практики студент должен закрепить полученные теоретические и практические знания в области экономики и бухгалтерского учета, анализа; понять каким образом получаемые знания должны быть реализованы в будущем; проанализировать профессиональный стандарт, понять суть получаемой профессии и те навыки, которыми должен обладать специалист выбранного направления.

Задачи ознакомительной практики:

1. Развитие и накопление специальных навыков, изучение профессионального стандарта,

2. Изучение структуры рынка труда, спроса на получаемую профессию,

3. Ознакомление с трудовыми функциями (должностные инструкции),

4. Усвоение приемов, методов и способов обработки информации, связанной с поиском и подбором вакансий.

Ознакомительная практика студентов является составной частью учебного процесса и обеспечивает закрепление у них профессиональных навыков и умений, а также выработку умений и навыков в поиске вакансий.

https://changellenge.com/article/karera-v-biznes-analitike/
https://changellenge.com/article/karera-v-biznes-analitike/

1. АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

1.1. Основная цель профессиональной деятельности, группы занятий и виды деятельности

Вид профессиональной деятельности – обеспечение возможности проведения изменений в организации, приносящих пользу заинтересованным сторонам, путем выявления потребностей заинтересованных сторон и обоснования решений, описывающих возможные пути реализации изменений.

Цель профессиональной деятельности бизнес-аналитика –

выведение компании на новый виток развития, которая позволяет и обязывает разработать новые пути решения существующих проблем менее затратные и более эффективные. Чтобы достичь этой цели, бизнес-аналитики должны выполнять следующие задачи:

1. находить пути снижения затрат,

2. понимать причины падения и роста продаж,

3. отслеживать пути товародвижения,

4. выявлять тенденции влияния наличия запасов на складах на продажи,

5. отслеживать эффективность работы кадров и использования других ресурсов.

Группа занятий, к которым относится данный проф. стандарт – 2421 (Аналитики систем управления и организации).

Отнесение к видам экономической деятельности:

70.22. Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

74.9. Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки

1.2. Трудовые функции и их характеристика

6-й уровень квалификации в рассматриваемом профессиональном стандарте подразумевает, что работник анализирует ситуацию и на основе этого анализа формирует несколько возможных решений, которые способны помочь достичь целевых показателей предприятия.

Трудовые функции:

  • Формирование возможных решений на основе разработанных для них целевых показателей
  • Анализ, обоснование и выбор решения

1. 2. 1. Формирование возможных решений на основе разработанных для них целевых показателей

Трудовые действия: выявление, сбор и анализ информации бизнес-анализа для формирования возможных решений; описание возможных решений

Необходимые умения:

1) выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации,

2) оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами,

3) определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа,

4) применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа,

5) анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации,

6) анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами,

7) проводить оценку эффективности решения с точки зрения выбранных критериев,

8) оценивать бизнес-возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей,

9) моделировать объем и границы работ.

Необходимые знания:

1) языки визуального моделирования,

2) теория систем,

3) предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа.

1. 2. 2. Анализ, обоснование и выбор решения

Трудовые действия: анализ решений с точки зрения достижения целевых показателей решений; оценка ресурсов, необходимых для реализации решений; оценка эффективности каждого варианта решения как соотношения между ожидаемым уровнем использования ресурсов и ожидаемой ценностью; выбор решения для реализации в составе группы экспертов.

Необходимые умения:

1) планировать, организовывать и проводить встречи и обсуждения с заинтересованными сторонам;

2) использовать техники эффективных коммуникаций;

3) выявлять, регистрировать, анализировать и классифицировать риски и разрабатывать комплекс мероприятий по их минимизации;

4) оформлять результаты бизнес-анализа в соответствии с выбранными подходами;

5) определять связи и зависимости между элементами информации бизнес-анализа;

6) применять информационные технологии в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа;

7) анализировать внутренние (внешние) факторы и условия, влияющие на деятельность организации;

8) анализировать требования заинтересованных сторон с точки зрения критериев качества, определяемых выбранными подходами;

9) оценивать бизнес-возможность реализации решения с точки зрения выбранных целевых показателей.

Необходимые умения:

1) теория межличностной и групповой коммуникации в деловом взаимодействии;

2) теория конфликтов;

3) языки визуального моделирования;

4) методы сбора, анализа, систематизации, хранения и поддержания в актуальном состоянии информации бизнес-анализа;

5) информационные технологии (программное обеспечение), применяемые в организации, в объеме, необходимом для целей бизнес-анализа;

6) предметная область и специфика деятельности организации в объеме, достаточном для решения задач бизнес-анализа.

2. АНАЛИЗ РЫНКА ТРУДА В ОБЛАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

2.1. Различные отрасли и возможные вакансии

Отрасли работы:

Согласно данным сайта hh.ru к возможным отраслям работы относятся: бизнес-сегмент, банковский сектор (онлайн-банкинг), медицина, IT-сфера, энергосбытовые/энергетическая сфера, финансовый сегмент (торговля), рынок ценных бумаг, строительство и многие другие отрасли.

Возможные вакансии:

Возможными вакансиями соответственно выступают: бизнес-аналитик; младший бизнес-аналитик; аналитик бизнес-процессов; системный аналитик; руководитель отдела аналитики и развития; ведущий аналитик; специалист отдела методологии.

Ситуация на рынке труда и тенденции изменения спроса:

Также по сайту hh.ru в городе Санкт-Петербург открыто около 400–500 вакансий на должность «Бизнес-аналитика» и «Аналитик в бизнесе».

В основном бизнес-аналитики работают на предприятиях, в организациях, следовательно, данная профессия напрямую зависит от количества организаций, предприятия.

Сама профессия является востребованной и высокооплачиваемой (несмотря на то, что данные характеристики зависят от опыта работы). Так как сфера бизнес-аналитики – достаточно новая, за счет появления такого профессионального стандарта, как «Бизнес-аналитик», профессия является перспективной. Активизация в развитии новейших технологий в бизнесе привела к тому, что частные компании и организации начали усиливать свой штат специалистами высокой квалификации в сфере аналитики.

Возможности быстрого профессионального роста:

Без опыта работы получить должность специалиста – возможность редкая Новичков чаще всего берут на пост младшего бизнес-аналитика.

Зарекомендовав себя с положительной стороны, новичок долго не задержится на должности помощника. Перевод на полную ставку может произойти даже через несколько месяцев после трудоустройства. За 2–3 года специалист с потенциалом развития вполне может получить должность бизнес-аналитика на предприятии по определенным обязанностям или должность руководителя отдела аналитики и развития. Но на этом карьерный потолок не достигнут. Лучшие эксперты в области экономики, анализа в сфере бизнес-процессов могут вырасти до ведущего бизнес-аналитика или специалиста отдела методологии.

Имеющиеся вакансии и спрос на них

Предлагаются вакансии: бизнес-аналитик; младший бизнес-аналитик; аналитик бизнес-процессов, ведущий бизнес-аналитик. Спрос на данные вакансии большой, в основном это связано с востребованностью профессии, а также с высокой заработной платой.

Ведущие компании

К ведущим компаниям по данному профессиональному стандарту в Санкт-Петербургу относятся: Яндекс, Сбербанк, Скайнет, ДомРу, Тинькофф Банк, Винк, Газпром.

2.2. Требования к специалистам и анализ условий труда

Основные должностные обязанности, требования к претенденту, представленные на рынке труда (информация взята с сайта hh.ru и trud.com):

Должностные обязанности:

  • анализ бизнес-требований и бизнес-процессов, формирование детальных функциональных и нефункциональных требований на реализацию изменений и/или автоматизацию процессов Банка, согласование требований с заказчиками и стейкхолдерами - контроль правильности заполнения доверенностей на получение ТМЦ
  • оценка разработанного решения, подготовка TCO (сводной стоимости проекта)
  • проектирование процессно-технологического решения, управление процессом проектирования для получения ожидаемых результатов с помощью оптимального количества доработок систем и изменений в бизнес-процессах
  • постановка задач разработчикам (написание технических заданий и другой проектно-аналитической документации) по результатам обсуждения в составе проектной группы
  • документирование новой функциональности
  • участие в тестировании решений, проверка реализованного ПО на соответствие заявленным требованиям
  • проходить обучение и повышение квалификации согласно плану, разработанному в организации
  • проводить презентацию результатов работы по оптимизации бизнес-процессов
  • самостоятельно определять необходимость и осуществлять корректирующие и предупреждающие мероприятия в рамках настоящей инструкции.

К требованиям к претенденту относят:

  • высокие коммуникационные навыки
  • умение отрисовать бизнес-процесс в нотации BPMN и детальное описание к нему (другие нотации моделирования бизнес-процессов приветствуются)
  • ответственность
  • уметь выявлять шаги для оптимизации бизнес-процессов
  • умение работать в режиме многозадачности
  • высшее техническое или экономическое образование
  • аналитический склад ума
  • знание бухгалтерского учета приветствуется
  • понимание принципов взаимодействия систем, опыт в работе с несколькими системами + интеграциями между ними
  • навыки сбора требований и написания ТЗ для разработки и модификации информационных систем
  • знание ПК
  • опыт разработки регламентирующей документации
  • понимать «политику игры» различных заинтересованных сторон и влияние этого процесса на исход проекта
  • знать SQL, принципы построения бизнес-процессов и моделей различных баз данных.

Возможности профессионального совершенствования и карьерного роста:

За счет перспективности и востребованности профессионального стандарта стандарта профессиональное совершенствование и рост по карьерной лестнице присутствует. Согласно вакансиям, все зависит от места работы и опыта работы.

Оплата труда:

Заработная плата сотрудника зависит от многих факторов, начиная с опыта работы, уровня ответственности сотрудника и заканчивая сферой деятельности и объемом продаж или производства компании. В Санкт-Петербурге средняя заработная плата бизнес-аналитика лежит в пределах от 50 до 125 тыс. руб. Как правило, минимальный оклад получают новички. Профессионалы с опытом, занимающие высокие должности в крупных компаниях получают зарплату от 150 до 300 тысяч рублей месяц.

Ситуация на рынке труда (информация взята с сайта hh.ru):

Системный аналитик 180–240 тыс. руб.

Бизнес-аналитик (менеджер по работе с крупными клиентами) от 100 тыс. руб.

Младший бизнес-аналитик от 40 тыс. руб.

Чтобы расти в заработной плате специалисту необходимо будет ежегодно подтверждать квалификационные способности, повышать уровень квалификации за счет прохождения дополнительных курсов. В качестве дополнительного плюса, который может в будущем оказать, влияние на уровень заработной платы может выступать знание английского или любого другого иностранного языка, а также знание программ, которые могли бы облегчить работу сотрудникам и таким образом ускорить темпы развития предприятия.

Компенсационный пакет:

  • добровольное медицинское страхование,
  • корпоративное внутреннее и внешнее обучение,
  • корпоративный транспорт,
  • перспектива развития в одной из самых динамичных и известных компаний на рынке труда среди бухгалтерского состава,
  • ежегодные корпоративные мероприятия,
  • организация активного досуга раз в квартал.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

​Анализ стандарта «Бизнес-аналитик», показал, что характеристика профессионального стандарта на уровне бакалавриата соответствует требованиям на рынке труда. Должностные обязанности, требующиеся на рынке труда, в содержании вакансий, совпадают с трудовыми функциями профессионального стандарта и преподаваемыми дисциплинами.

Также стало понятно, что Бизнес-аналитика подходит лично мне, так как я обладаю характеристиками и навыками, которые рассчитывают видеть работодатели в работниках. Стоит отметить, что на данный момент мне не хватает компетенции и знаний во многих профессиональных вопросах. Но именно к таким умозаключениям привёл меня анализ рынка труда и анализ профессионального стандарта.

Авторы: Бурина М. А., Радченко С. А.