В современном мире мы часто живём в быстром темпе. Повседневная жизнь требует от нас большой структурированности и скорости. Мы спешим от встречи к встрече. Вполне нормально во взрослой жизни. А потом мы становимся родителями. Всё становится другим, и мы приобщаемся к новому. Рабочие встречи отменяются на время, и, как правило, с ребенком их не назначают слишком много.
Поторопись! Родители с малышами часто бывают нетерпеливы
Но в какой-то младенец, лежащий в коляске - казалось бы, за одну ночь - становится малышом, который научился ходить и хочет попробовать это сделать в любое возможное и невозможное время. Малыш, который интенсивно воспринимает и хочет исследовать свое окружение. Малыш, у которого есть свой ум и который хочет сам решать, в каком направлении двигаться.
Это время часто характеризуется предложением, которое малыш слышит чаще всего: "Поторопись!" В качестве альтернативы родители также имеют в своем репертуаре следующие предложения: "Пожалуйста, поторопись!" или "Мы опоздаем!". Так было с моими детьми, и, как я наблюдаю в повседневной жизни и на улице, очевидно, многие родители чувствовали то же самое.
Четыре причины, почему малыши такие медлительные
1. Любопытство - двигатель развития
Дети любопытны по своей природе. Они открывают для себя окружающую среду и узнают значение вещей. Когда восприятие созревает, сначала все кажется значительным. Маленькая улитка может быть так же важна, как проезжающая мимо машина или другой ребенок. Дети расставляют приоритеты иначе, чем мы, взрослые.
Если мы говорим: "Это просто камень", малыш не может понять, почему этот предмет не должен быть важным. Этот один камень может многое значить для двухлетнего ребенка уже сейчас. Это хорошо и важно. Потому что только когда дети любопытны к своему окружению, они могут познавать вещи и развивать навыки и умения обращения с ними. Постепенно они смогут сами классифицировать важность и значение вещей и научатся понимать мир.
2. Повторение - одного раза недостаточно
Дети познают окружающую среду медленно и нуждаются во многих, многих повторениях. Им недостаточно однажды увидеть, как улитка исчезает в своей раковине, если до нее дотронуться. Им нужно испытать это много раз, прежде чем они смогут сказать себе: "Так всегда бывает". В конце концов, может случиться так, что на пятый раз улитка просто выйдет из своей раковины и исполнит небольшой танец. Откуда им знать, что это невозможно?
То же самое происходит с различными двигательными навыками вашего ребенка. Например, ему недостаточно знать, что балансирование на стене теперь работает. Он не может поставить крестик и сказать себе: "Теперь я могу это сделать. Мне больше не нужно пытаться это делать". Снова и снова хочется опробовать новый навык и оптимизировать двигательные достижения.
3. Обретение независимости - самостоятельная работа требует времени
Мы сопровождаем детей в мир, в котором они рано или поздно, шаг за шагом должны двигаться самостоятельно. Для этого им необходимо приобрести навыки, которые пригодятся им в жизни. Это начинается с таких мелочей, как надевание обуви, и доходит до желания самостоятельно пойти к соседскому ребенку или нарезать морковь во время приготовления пищи. Только то, что ребенок может испытать на себе, поможет ему по-настоящему научиться. И дети это знают. Конечно, поначалу потребуется много времени, пока сандалик не окажется на ноге (а потом и на правильной). Это требует разнообразных навыков мелкой и крупной моторики. Но что произойдет, если вашему ребенку не захочется пробовать? К сожалению, он или она не сможет сделать много маленьких и больших шагов к независимости и поэтому долгое время будет зависеть от окружающих его взрослых.
4. Под стеклянным куполом - дети погружаются в "здесь и сейчас".
Когда дети играют или познают мир, они часто полностью поглощены тем, что делают. Как будто они сидят в стеклянном колоколе, и там находится только то, что важно для них в данный момент. Это может быть игрушечный поезд, интересная книжка с картинками или даже обращение с таким повседневным предметом, как ботинок. Дети могут полностью находиться в "здесь и сейчас". Они отгораживаются от всего, что для них неважно. Это также может быть мама, которая говорит: "Давай, пожалуйста, я хочу пойти с тобой за покупками!". В этой ситуации занятие с игрушкой по собственному выбору имеет наивысший приоритет, и ребенок не реагирует на то, что говорит мама. Если в такой ситуации вы проявите нетерпение и отреагируете с большим напором, ситуация может быстро обостриться, потому что ваш ребенок сначала будет бороться за то, чтобы остаться - образно говоря - под своим стеклянным колоколом. Нередко результатом становится приступ неповиновения. Иногда это может помочь вам осознать, насколько восхитительна эта детская способность - быть полностью сосредоточенным на чем-то одном и "здесь и сейчас".
Учимся на примере детской нерасторопности
Родители часто жалуются на то, что они чувствуют себя заторможенными из-за своего малыша в повседневной жизни. Это правда. Но в то время, когда люди тратят деньги на йогу, упражнения на внимательность и семинары по замедлению, я продолжаю спрашивать себя: не можем ли мы рассматривать медлительность наших детей как ценное обогащение для нашей повседневной жизни? Почему бы и нет?
Постарайтесь включить в свой распорядок дня меньше встреч. Попробуйте провести день с ребенком в темпе улитки. Возможно, вы откроете для себя давно забытый мир и увидите все глазами своего ребенка. Удачи вам!
Большое спасибо за внимание! И не забывайте подписаться, у нас ещё всё впереди!