Найти тему
Анастасия Миронова

Бремя защиты ресурсов: что будет теперь, когда наш газ пойдет к нам, в Азию и Африку, а не на запад?

Фото: mydozor.ru
Фото: mydozor.ru

Знаете, меня давно занимает вот какой вопрос: я знаю о существовании в России не только сел и деревень без газа, но и целых районов. В Костромской области есть такие. Да что районы - в России имеются регионы без газа или с уровнем газификации в 1-5% (Приморский край, Хакасия, Кемерово).

При этом цены для российского потребителя немногим ниже, чем для европейцев. Более того, были периоды, когда, скованная долгосрочными контрактами и вынужденная продавать газ через крупные хабы, Россия экспортировала его по цене, дешевле внутренних тарифов. Такая ситуация, например, сложилась в апреле 2020 года: тогда цена экспортного газа стала существенно ниже, чем на внутреннем рынке. Причем, чтобы продать газ в Германию или Британию, нужно было оплатить создание газопровода, платить за транзит, оплачивать пошлины.

Если брать среднюю цену за экспортируемый в последние 10 лет газ, мы получим невероятную картину:

с учетом всех сопутствующих расходов продажа газа на экспорт выходила бюджету менее выгодной, чем его реализация на внутреннем рынке

Потому что построить тот же газопровод по дну моря это совсем не то, что проложить трубопровод в российский регион. И уж, тем более, выгоднее подключить к газу 1 000 000 домов в Ленобласти, чем гнать газ в Латвию, где этих домов меньше.

Почему так получалось? Повторяю, я очень много об этом думала как обыватель. Еще с середины 2000-х, когда стала в Англии запросто встречать в медиа обсуждения о несправедливости распределения ресурсов: почему, мол, их так много в России, а у Европы - ничего? Меня же в ответ начал мучить вопрос о несправедливости продажи этих ресурсов.

И я пришла к выводу, что виной всему коррупция. Так у нас дела складывались раньше, что людям, которые отвечали за ТЭК, выгоднее было ресурсы экспортировать. Лично им выгоднее, потому что они имели от евробюрократии поблажки, преференции, коррупционные доходы. На нас всем было плевать.

Где-то встретила довольно смелую для сегодняшней реальности реплику: о том, что современная европейская цивилизация поднялась на дешевых ресурсах стран третьего мира и, в первую очередь, на наших ископаемых

Которые наши же чиновники продавали им в ущерб собственной стране и собственным гражданам, но с выгодой лично для себя. Вот буквально у нас из глоток вынимали и им отдавали. За копейки. За даровые долгосрочные контракты, с которых кормились продавцы в России, посредники, транспортеры, еврочиновники, европейские газораспределительные сети.

Я думаю, что более или менее адекватную цену на ресурсы мы видим сейчас, когда мотивы вывозить их за копейки пропали, т.к. продавцы попали под санкции и потеряли смысл так зарабатывать, стараться для европейцев. Вот это реальная цена. И мы видим, к каким последствиям, какой панике она приводит Европу.

Мы не просто были для них кормушкой, источником дешевой энергии, благодаря которой, вернее, благодаря российским лицам, продававшим ресурсы за копейки, Европа сделала рывок. Теперь она возмущена, что это закончилось. Она, Европа, не понимает органически, по какому праву Россия может вдруг диктовать условия, почему цены могут расти. Она привыкла, что эти ресурсы существуют для них - не для нас.

Как я писала в своем обращении к Зеленскому 25 февраля: вы, не мы, рядовые россияне, а именно вы отстроили свою жизнь, покупая дешево принадлежащее нам, теперь вы вдруг решили, что мы виноваты перед вами.

Та же Украина отлично себя чувствовала, пожирая копеечный российский газ

Не могла отказаться от соблазна купить его дешево, зная, что население России лишь недавно само было наполовину газифицировано. Теперь пишут нам гадости.

Но сегодня - гадости, а завтра? Я думаю, в России мы недооценивали масштаб вывоза наших ресурсов и потому теперь не можем оценить возможные последствия конфликта из-за них и решимость Европы, США эти ресурсы получить. Мы как-то быстро привыкли к современному мироустройству, при котором из России туда спокойно течет газ, платят за него копейки и все постоянно стыдят Россию за отсталость, обогреваясь нашим газом.

Оказалось, что такой порядок не вечен. И что будет дальше? Сказки про альтернативные источники покупки энергии лишь сказки, дорого платить никто не может. Газ жизненно важный ресурс. И теперь несколько крупнейших стран мира, имеющих ядерный арсенал, в очередной раз заговорили о том, что России этот газ достался несправедливо. Что будет дальше?

То же - с пшеницей. Россия анонсировала 50 млн тонн экспортного зерна. Европа объявила, что санкции на вывоз пшеницы из России вводить не будет. Да, такая несправедливость: у нас есть 50 млн тонн пшеницы, а у них - нет. И что делать?

Почему мы не можем эти миллионы развернуть и продавать, к примеру, сразу в Африку или Индию, ведь европейцы в основном ее для перепродажи и закупали у нас? Кто нас обязал продавать западу пшеницу?

Что будет, если окажется, что мир, прежде всего западный, зависел от наших ресурсов гораздо сильнее, чем мы могли думать, и что он эти ресурсы дешево покупал лишь потому, что наши чиновники готовы были за личные их блага все это открыто уводить на экспорт из-под носа населения? А теперь, по разным причинам, делать так не получается: сначала чиновники из Европы и США сами сделали невозможным и дальше покупать наши ресурсы по смешным ценам, а теперь, когда истинная их цена и истинное положение дел стали известны и россиянам, продавать их в прежнем объеме и за копейки не позволит российское общество. Чего ждать?

Я думаю, при одном из сценариев Россия очень быстро окажется перед необходимостью защищать право распоряжаться своими ресурсами. Мы в первую очередь, Норвегия и арабские страны - во вторую, окажемся перед новым вызовом: когда сильнейшие экономики мира, подкрепленные ядерным арсеналом, могут поставить вопрос о равном распределении ресурсов. Польский премьер Моравецкий уже открыто требовал этого от Норвегии. И то был только первый сигнал.

Один из очень смешных, но от того не менее вероятных сценариев: допустим, Штаты или хотя бы какая-нибудь Польша принимают декрет о том, что все подземные источники энергии принадлежат всему человечеству, являются общим достоянием. И что дальше? Что мы будем делать?

И что бы мы делали без своей ядерной бомбы? Мне, пожалуй, вообще только сейчас становится понятен мотив втягивания СССР и России в гонку вооружений

Я, собрав в голове все свои знания, весь свой опыт общения с иностранцами, чтения их прессы, просмотра их кинематографа, вдруг начала задумываться над этой проблемой дефицита ресурсов и возможными будущими сценариями.

Войны за ресурсы еще недавно казались темой для посредственных фантастов. Теперь мне так не кажется. Я впервые, пожалуй, за всю свою жизнь осознала, что, вообще-то, на нас смотрят как на второсортных людей, которым волею глупого случая были переданы огромные жизненно важные ресурсы. И что необходимость эти ресурсы защищать не пустые слова, а опасность войны за них не эфемерна.

Уверена, что власть наша понимает это прекрасно. И должна догадаться, что население страны готово будет защищать эти ресурсы только при условии, что считает и чувствует их своими. Думаю, решающие изменения в отношениях общества и власти по этому вопросу произошли. И власть теперь, если она желает сохранить себе контроль над ресурсами в виде государственного суверенитета, должна будет договариваться с населением.

И для начала ей надо забыть о присвоении ею права на распоряжение этими благами

Время, когда можно было безнаказанно и бесстыдно уводить все за границу, прошло. Больше нельзя: и там это сделали невозможным, и здесь люди больше не потерпят. Мы пришли к необходимости заключения нового консенсуса власти и общества, населения в целом. Вокруг задачи по сохранению ресурсов.

Обратите внимание: взятое мною для иллюстрации фото на сайте-источнике подписано "Американские нефтяники в Сирии". И есть только две причины, почему они в Сирии, а не в России: это ядерные боеголовки и почти 150 млн человек населения.

Вот те раз: оказалось, маленькие гордые страны сразу знали, что НАТО не будет за них воевать. Но земли свои их базам сдали!
Анастасия Миронова24 июня 2022
Дружила с сербами, бежавшими от бомбежек НАТО - к американской машине справедливости отношусь настороженно
Анастасия Миронова30 августа 2021
Вы оттолкнули от себя единственного союзника - российских интеллигентов. Объясняю Зеленскому, почему не пошла вчера на улицу
Анастасия Миронова25 февраля 2022