Найти тему
Клиника психотерапии

Конфликтогены -провокаторы конфликта.

Конфликтогены – это любые слова и действия, которые могут спровоцировать возникновение конфликта. Иногда к подобной ситуации приводит бездействие. Именно конфликтогены считаются пусковым механизмом конфликта.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Люди иногда не осознают, что они могут определёнными действиями или фразами вызвать негативную реакцию у собеседника. Это объясняется тем, что конфликтогены не всегда провоцируют столкновение интересов. Допустим, в одной ситуации невежливое обращение к другому человеку может не стать причиной ссоры. В другом случае конфликт разгорится. Стоит подробнее разобраться, почему так происходит, и что чаще всего провоцирует возникновение неприятной ситуации.

Виды конфликтогенов

Люди оказываются более чувствительными к словам другим, а не к тому, что сами говорят. Это объясняется желанием защитить себя от обидчика. Спровоцировать конфликт могут даже безобидные фразы или действия, которые окажутся неприятными для конкретной личности. При этом сам человек может не следить за тем, что говорит другим. Нередко он даже не понимает, что принижает достоинство собеседника и вызывает негативные эмоции.

Опасность заключается в том, что возможна эскалация конфликтогенов. Люди нередко отвечают своим обидчикам, стараются сделать им ещё больнее. Они используют максимально сильный конфликтоген, из-за чего ситуация обостряется. Иногда столкновение интересов носит исключительно негативный характер. Оно становится проявлением враждебности, обиды или зависти. Людям сложно контролировать себя и пытаться урегулировать разногласия, потому как ими руководят эмоции.

Конфликтогены можно отнести к 5 типам:

· проявления эгоизма;

· стремление к превосходству;

· нарушение существующих правил;

· неблагополучное стечение обстоятельств;

· проявление агрессии.

Следует подробнее рассмотреть каждый из них, чтобы понять, какие слова или действия относятся к определённым типам. К слову, многие конфликтогены встречаются в плохой рекламе и вызывают у людей негативные эмоции. Авторы рекламных обращений должны стараться избегать тех слов или действий, которые могут спровоцировать конфликт интересов и как-либо обидеть аудиторию, вывести на агрессию.

Стремление к превосходству

Существуют явные проявления превосходства, среди них можно выделить угрозы, приказания и замечания. Также к ним относятся насмешки, сарказм, критика и любая негативная оценка.

Нередко люди проявляют своё превосходство с оттенком доброжелательности. Могут прозвучать следующие фразы: «Как вы можете это не понимать?», «Почему это не знаете?», «Не нужно обижаться», «Вы хороший человек, но так плохо себя ведёте». Даже снисходительный тон можно отнести к конфликтогену.

Раздражение может вызвать восторженный рассказ человека о личных достижениях. Они могут быть как настоящими, так и мнимыми. Люди нередко раздражаются и хотят «поставить на место» хвастуна.

Также к раздражению приводит категоричность – собеседник слишком уверен в своей правоте, поэтому не собирается прислушиваться к противоположному мнению. Он стремится к подчинению оппонента, а также к демонстрации личного превосходства. В таком случае могут звучать фразы, произнесённые категоричным тоном: «Я абсолютно уверен», «Я так считаю». Значительно безопаснее использовать слова, которые не вызовут сильного раздражения: «Мне так показалось», «Я могу предположить».

Яндекс картинки
Яндекс картинки

К конфликтогенам относится навязывание своего мнения. Нередко люди дают советы, когда их никто об этом не просил. Тот, кто раздаёт рекомендации, демонстрирует своё превосходство.

Подшучивание – ещё одна вещь, которая может вызвать раздражение у собеседника. С давних времён считается, что так нельзя себя вести. Осмеянные люди часто обижаются на шутника и ищут способы с ним поквитаться.

Перебивание собеседника, а также повышение голоса тоже демонстрируют превосходство. Таким образом, человек покажет, что именно его следует слушать.

_________________________________________________________________________________

Бесплатная консультация в клинике "СПАСЕНИЕ"

_________________________________________________________________________________

Проявления агрессии

Агрессия может быть реакцией на возникшую ситуацию или чертой характера. Важно понимать разницу, так как она существенная. Природная агрессивность бывает у некоторых личностей. Таких людей немного, но они есть. Нередко с ними тяжело выстраивать отношения, потому как часто возникают серьёзные конфликты.

Ситуативная агрессивность возникает из-за внутренних конфликтов, к которым привели обстоятельства. Например, неприятности на работе или в семье, болезни, ссоры с другими людьми.

Существует также скрытая агрессия. К ней можно отнести такие конфликтогены, как проявление эгоизма, стремление к превосходству. Они являются посягательством на интересы и на достоинства человека.

При возникновении конфликта скрытая агрессия получит отпор. У собеседника возникнет более сильная агрессия.

Проявления эгоизма

Эгоист стремится чего-то добиться для себя, нередко ущемив интересы других людей. Именно несправедливость возникшей ситуации приводит к столкновению интересов. Эгоисты стремятся сделать так, чтобы хорошо было только им. При этом другие люди их мало интересуют.

Среди проявления эгоизма можно выделить обман. Именно он помогает добиться выгоды, нанеся ущерб другим людям. Также эгоисты нередко перекладывают ответственность на других, а также утаивают от них важную информацию. Подобное бывает даже в рекламе. Например, может быть скрыто нечто важное, например, противопоказания к препарату. Это может вызвать раздражение у потребителей, потому как они почувствуют себя обманутыми.

Нарушение правил

Если человек нарушает какое-либо правило, он у окружающих вызывает раздражение. В итоге возникают конфликтные ситуации. Нарушены могут быть различные правила, например, ПДД, техники безопасности, этики и другие. Они разрабатываются специально для того, чтобы предотвращать конфликты.

Нарушение существующих правил приводит к негативным последствиям. Это необходимо понимать, если не хочется вызвать у окружающих раздражение. Допустим, работодателю не понравится, если сотрудник начнёт опаздывать или станет игнорировать трудовой график. Это приведёт к выговору или к увольнению.

Неблагоприятное стечение обстоятельств

Бывают ситуации, которые неожиданно выступают в роли конфликтогена. Например: плохая погода за окном, неприятная новость, общение с агрессивным собеседником, личные неудачи. Усталость, сильный стресс, плохое самочувствие – всё это портит настроение и повышает вероятность возникновения конфликта. Человек становится более уязвимым и ранимым.

Конструктивное взаимодействие

Конфликты не способствуют продуктивной работе, поддержанию хороших отношений, решению различных задач. При этом мало кто может избежать подобных ситуаций.

Яндекс картинки
Яндекс картинки

Чтобы свести конфликты к минимуму, важно знать свои сильные и слабые стороны, уметь контролировать эмоции. Здоровая самооценка и отличное самочувствие – всё это позволяет спокойно реагировать на конфликтогены. Вера в себя не пошатнётся от чужих неприятных фраз. Обидные слова не будут вызывать раздражение, поэтому удастся не становиться участником конфликтных ситуаций. Можно обратиться к специалисту, работающему в клинике, чтобы добиться здоровой самооценке и научиться поддерживать хорошие отношения с окружающими людьми.

Любовная зависимость
Клиника психотерапии "Спасение"24 июня 2022