Практически в каждом уголке современного града Московского ощущается дух старины. Особенно это чувствуется на Красной площади. Еще бы, ведь с древних времен это место всегда притягивало людей. Здесь была своеобразная арена, где разворачивались самые известные исторические события. На Красной площади с утра до вечера кипела жизнь. Устраивались ярмарки, балаганы. От Спасского моста в сторону улицы Ильинки тянулись длинные ряды деревянных лавок, где продавали книги, лубочные картинки, гравюру. По всей площади были расставлены «раскаты» - так назывались каменные помосты с пушками наверху. До XVII века «раскаты» использовались для защиты Кремля. Позже надобность в них отпала, и их сдавали внаем под лавки. В одном из «раскатов» возле Никольской башни в конце XVII веке располагался кабак Данилова и лавки, где продавали фрукты. Разношёрстная публика как бурная река шумела и устремлялась через площадь по своим делам. Люди приходили сюда, чтобы сделать покупки или просто потолкаться среди толпы, поглазеть на заморских послов, прибывших ко двору русского царя. Ну и, конечно же, пообщаться друг с другом и узнать все самые последние новости. Можно сказать, что именно на Красной площади зародились российские СМИ.
Главной трибуной в Москве по праву можно считать Лобное место. Известный немецкий путешественник, историк Адам Олеарий назвал это место «театром прокламаций» («местом ораторских речей»). C этого небольшого круглого в плане строения, расположенного на Красной площади близ собора Василия Блаженного, объявлялись царские указы, священнослужители молились об избавления народа от всяких напастей. В старинных актах Лобное место именуется Царским, так как там устанавливали особое царское место, обитое серебром с золотой бахромой. Царь величественно восходил туда для объявления своей царской воли народу.
Когда впервые построили Лобное место и по какому случаю? На этот вопрос однозначного ответа нет. Однако существуют древние рукописи, дошедшие до нашего времени, в которых упоминается Лобное место. Так, в сохранившихся списках из «Степенной книги» XVI века говорится, что отсюда молодой царь Иван IV обращался к народу с просьбой жить в мире и прекратить междоусобицу, а также обещал быть справедливым судьей и заступником для своих подданных: «..сам буду судия и оборона, не неправды разоряти и хищения возвращати». Однако выдающийся историк С. Ф. Платонов, живший на рубеже 19-20веков, подробно изучил этот документ и сделал неожиданное открытие. Он выяснил, что листы с речью Ивана Грозного были написаны во второй половине XVII века и затем искусно кем-то вклеены между листов более древних текстов. Данное обстоятельство заставляет сомневаться в подлинности описанного в «Степенной книге» исторического события и является, скорее всего, политическим памфлетом, составленным в XVII веке неизвестно кем.
Впервые о строительстве Лобного места упоминается в Пискаревской летописи. В описании событий 7107 года от сотворения мира (если перевести на наше летоисчисление 1598- 1599 году) говорится: «Того же году зделано Лобное место каменное, резана, двери - решетки железные». Сведений о строителях, возводивших это сооружение, в летописях не встречается.
На всем протяжении XVII века Лобное место несильно менялось внешне. Оно было кирпичным с деревянной решеткой, которая запиралась на железный засов. К середине XVIII века Лобное место обветшало. В 50-е годы его реставрацией занимался архитектор Д.В. Ухтомский, а в 1786 году другой видный московский архитектор М.Ф.Казаков перестроил его по прежнему плану использовав, дикий тесаный и белый камень. Вокруг круглого помоста появились каменные перила, ко входу на Лобное место была пристроена лестница с 11 ступенями, а сам вход украсила ажурная решетка с дверцей. В таком виде Лобное место сохранилось до наших дней.
Интересно, что купцы XIX века хотели внести свою лепту во внешний вид Лобного места. По их задумке предполагалось установить купол над Лобным местом и на самой его вершине водрузить огромный крест с изображением святых мест в Иерусалиме и страстей Христовых. Такой крест хранился в соборной церкви московского Сретенского монастыря. Но городские власти отказали купцам в реализации проекта.
С древних времен Лобное место для народа считалось священным. Многие постройки в Москве, в самом Кремле и на Красной площади пропитаны символизмом. Великие князья и цари стремились воссоздать в столице некое подобие небесного града Иерусалима. Ряд исторических памятников отождествлялся со святыми местами. Например, Покровский собор, стоящий на Красной площади, воспринимался как Иерусалим, а Лобное место уподоблялось Голгофе (от еврейского слова – «лоб», «череп»). Московское Лобное место находится на возвышении, которое называли также «взлобье». Оно являлось подобием Гаввафы, или Лифостротона, что в переводе означает «возвышение, каменный помост», с которого Пилат вел объяснения с евреями во время суда над Иисусом Христом в Иерусалиме.
Недаром до 1678 года в праздник Вербное Воскресенье совершался православный обряд – Шествие на осляти. В этот день разыгрывалось библейское действо, въезд Иисуса Христа на осле в Иерусалим. Шествие проходило от Успенского собора через Спасские ворота к Входоиерусалимскому приделу Покровского собора, а затем процессия крестным ходом направлялась к Лобному месту и обратно в Кремль. Причем царь вел «осла» (в те времена ослов в Москве не водилось, поэтому осла заменял конь), на котором восседал патриарх.
Сюда же, на Лобное место, ставили мощи святых для поклонения и их чествования. Так в 1606 году из Углича в Москву привезли св. мощи мученика царевича Дмитрия. Как гласит летопись, сразу же начались «..многа чюдеса творити просящим с верою: слепым прозрение подает, хромым быстрое лечение». При Алексее Михайловиче доставили из Соловецкого монастыря мощи священномученика Филиппа. В 1654 году царь и патриарх Никон встречали на Лобном месте чудотворный образ Влахернской Божьей Матери и главу св. Григория Богослова.
Бытует мнение, что на Лобном месте проводили казни. Однако это не так. Хотя история помнит один единственный случай, когда с Лобного места полетела голова Никиты Пустосвята в июле 1682 года. Этот человек яро выступал против реформ патриарха Никона, за что и поплатился. Казни в Москве устраивали на Болоте или на Красной площади. На Красной площади на месте здания Исторического музея когда-то находился Земской приказ. С его крыльца зачитывались царские указы. А рядом с Земским приказом совершались «торговые казни». К позорному столбу привязывали неисправных должников и били их палками до полусмерти. Пойманных воров и преступников «земские ярыжки» - так называли полицейских - передавали в Разбойный приказ, помещавшийся в Константино-Еленинской башне Кремля. В народе эта башня получила название «Пытошной». Оттуда часто были слышны стоны и вопли умирающих под пытками людей.
Экзекуции проводили у Лобного места, где рядом сколачивали деревянный эшафот или сруб, и устраивали там показательную казнь. На сруб или эшафот приколачивали специальный щит, на котором писались имена «злотворцев», приговоренных к «лютейшим смертным казням». Бывало, что у Лобного места на эшафоте шельмовали и устраивали политическую смерть. В России такой вид наказаний был введен еще при Петре I в первой половине XVIII века. Этим наказанием заменяли смертную казнь, лишая осужденных всех их прав, наград, чинов. Над головами дворян ломали их шпаги, символ дворянского достоинства. После этого осужденного могли выпороть, сослать в Сибирь или применить другие виды наказаний в отношении людей благородного происхождения.
Интересный эпизод был описан в книге «Седая старина Москвы» И.К. Кондратьева. В правление Екатерины II дворянин Истомин был уличен в подделке крепостных актов, его осудили и приговорили к политической смерти. На Красной площади возле Лобного места поставили сруб. Истомина в мундире палач ввел на сруб, поставил дворянина на колени, переломил над его головой шпагу и вдобавок ударил по щеке. Дворянин, не стерпев подобного обращения со своей персоной, неожиданно для всех вдруг вскочил и так ударил палача, тот не удержался на ногах и упал на площадь. И, как пишет историк, «…и печальное позорище превратилось в смешное.».
Со временем Лобное место перестало быть важным политическим, религиозным, местом в жизни русского народа и, в частности, москвичей. Оно потеряло свое первоначальное значение. Больше здесь не звучат пламенные проникновенные речи известных личностей, не оглашают приговоры и указы, не проводят возле Лобного места экзекуций. Но несмотря на это, Лобное место притягивает людей. Вокруг него, как и много столетий назад, оживленно. В праздники, в дни ярмарок неподалеку от Лобного места появляются торговые лавки и устраиваются концерты. Интересно вспомнить, что летом 2015 года во время книжной ярмарки на сцене, смонтированной возле Лобного места, выступали известные люди нашего времени, читали там свои лекции. У москвичей и гостей столицы стало уже доброй традицией бросать монетки на Лобное место. Считается, чем точнее будет попадание в самый его центр, тем выше вероятность, что желание сбудется.