Найти тему

Кто же такой Кощей Бессмертный? Главный злодей из русских народных сказок, его знают и взрослые, и дети…

Многим он представляется, как очень тощий, «скелетного типа» злой колдун, который «над златом чахнет», похищает самых красивых девушек, и проворачивает темные делишки с Бабой Ягой и Лешим. А самое главное… он бессмертный!

Имя этому «хайповому» персонажу досталось не потому, что он «тонкий и звонкий», как кость, а потому что, в древнеславянском языке были слова с корнем «кощ» - кощунить – значило «колдовать», кощунниками называли ведунов, а кощуном – сказку, историю, которую рассказывали во время похорон.

Также в этот ряд входит архаизм «кощное» - «темное», «адское», «из преисподней» и «касть» - мерзость, гадость. В современном русском языке сохранилось слово «кощунство», означающее оскорбление святыни.

Таким образом, имя Кощей означало – темный колдун, злой волшебник.

Существуют множество мнений о русских сказках, в которых Кощей, главный герой, предстает по-разному. В одних сказках его смерть заключена в яйце, в других, он погибает от коня, есть третьи, в которых он исчезает от стрелы.

В одном варианте Иван Царевич женился на Марье Моревне, которая в своих подвалах держит закованного в цепи Кощеюшку. Ивану становится жалко немощного старика, потому он отпускает беднягу. Но Кощей становится сильнее, выпив 100 ведер воды. Он забирает с собой Марью. Царевич скачет за ними на богатырском коне, настигает Кощея. Конь ударом копыта убивает злодея, освобождая супругу Ивана.

Здесь Кощей не имеет ни власти, ни царства, он простой степняк, цель которого была – похитить русскую княжну. Сказка показывает реальные отношения славян и кочевников.

Так же существует более 30 вариантов былин…

Они рассказывают про странствия Ивана Годиновича. Сюжет, в принципе, схож у всех: Иван собрался взять в жены Настасью (или Марью) Дмитриевну, однако ее против воли просватали за Кощея Трипетова, царя. Настасья сбежала с Иваном, но в пути их нагнал несостоявшийся жених.

Честный поединок показал, что Иван сильнее, победа за ним. Однако Кощей схитрил и обещаниями переманил невесту, а потом привязал Ивана Годиновича к дереву. После чего по просьбе Настасьи Кощей взял лук Ивана и выстрелил в вещую птицу, но стрела вернулась назад и попала в голову злому царю. Тут Иван освободился из пут и безжалостно разрубил Настасью на части… Былинный мир! Как он многогранен и многолик.

Он причудливо отражает реальную жизнь Древней Руси, в которой взгляд на положение женщины часто представляется как полное подчинение мужчине. Русские женщины того времени «пользовались значительной свободой и независимостью, как в правовом, так и в социальном плане, и демонстрировали дух самостоятельности в различных аспектах жизни.

Ну продолжим о Кащее..

Мы, читая сказки все же больше знакомы с третьим вариантом, где русский Кощей повелевает тридевятым царством, живет в огромном дворце, который охраняется нечистой силою. Ничего положительного в этом персонаже нет: он коварен, лжив, хитёр и вероломен.

Самое ценное для Кощея – это бессмертие. Однако он имеет свою «ахиллесову пяту», охраняет её в недоступном месте, о котором никто не должен знать. Где-то на уединенном острове есть дерево с дуплом, в котором стоит сундук. В сундуке заяц, в зайце утка, в утке золотое яйцо, а в яйце игла. Иногда бывает достаточно разбить яйцо, чтобы смерть Кощею пришла, но часто нужно сломать еще иглу.

Что это значит?

Есть древний миф о том, как Вселенная зародилась из яйца. Яйцо – это сама жизнь, где есть добро и зло. Его охраняют стихии: вода – так как до острова надо доплыть; земля – сам остров и сундук, заяц – животные, дерево – растения, утка – воздух.

-2

Кощей – прародитель мирового зла, которое остается бессмертным только до того момента, пока против него не выступит герой (человек, Иван). То есть победа человека над злом в финале – это победа любви и жизни над самой смертью.

Как итог всего этого, очень хочется знать каким же «парнем» был Кощей на самом деле?

В русских сказках Кощей предстает весьма способным колдуном. Причем весьма изощренным в своих магических решениях. Так, Ивана Царевича в сказке «Елена Прекрасная» он превращает в орех, царевну из «Царевны-лягушки» он «наряжает» в кожу земноводного, а в сказке «Иван Соснович» он расправляется с целым царством, превращая его в камень. Сам, злодей предпочитает оборачиваться вороном. Как правило, все активности Кощея строятся вокруг молодых девушек. Кощей использует в завоевании их любви одну и ту же провальную тактику: сначала он эффектно похищает девушку, затем безуспешно старается добиться близости, а, не добившись, превращает сказочных красавиц в лягушек или змей.

Отсюда и вывод: Одинокий, ненавидящий людей, самоуверенный, злой колдун, который брал все что «плохо лежит». Неуспешный дамский угодник, который не имеет возможности умереть и очень любит славу и золотишко. Тролль какой-то, такой некий провакатор, который жил по правилу: «Если не мне, то и не кому боле!» Недаром в переводе с английского существительное Trolling переводится, как «ловля рыбы на блесну». Популярное направление интернет-провокации получило своё специфическое название именно из этой области.

Так что, теперь мы знаем кто прародитель всему этому!

-3