Есть такое выражение: «Время выбрало нас». Да – выбор эпохи, страны, семьи и прочих обстоятельств нашего рождения несомненно принадлежит не нам. В XIII веке где-то в нынешней Италии жил и трудился некий монах доминиканец – теолог, философ, и прочее, и тому подобное. В общем, мыслитель. Звали его Фома Аквинский. Человек он был, следует признать, весьма неглупый и талантливый. А широкую известность он заслужил во многом благодаря сформулированным им 5 убедительнейшим (как тогда многим показалось) доказательствам существования Бога. Простой веры ему как-то вот не хватало – ну не зря же родители назвали в честь апостола с эпитетом «неверующий». Эх, и славное было время! Почти целое столетие ещё до Иоганна Гутенберга, который изобрёл печатный станок… и понеслось! Раньше-то книжки писали вручную, тиражировали простым переписыванием, никаких тебе Ctrl+C… А потому и стоили они прилично. Или не прилично. И почитать умную книжку, а тем более купить её – могли себе позволить «не только лишь все». Хорошо ли это было? Ни да, ни нет – в нашем нелучшем из миров, как известно, «у всякой палки два конца». Всё шло своим чередом в направлении, указанном апостолом Иоанном, пока в XVIII в. от Рождества Христова житель будущего Калининграда – Иммануил Кант как-то не усомнился в убедительности фоминой аргументации. Подумал он, подумал, и – не менее правдоподобно (опять же, как тогда показалось многим) оные опроверг. Милые, наивные люди! Не то, что мы – homo interneticus… Для которых даже (несомненно гениальный) М. Булгаков с его Мастером – уже классика и далёкое прошлое. Может быть, лучше было бы ничего даже не слышать об этом шедевре, но кто же не читал с упоением? Увы, увы… И, безусловно великолепная сцена на Патриарших прудах (с упоминанием курьёза шестого доказательства, сочинённого тем самым оппонентом Фомы), сама по себе – вполне зачётная попытка седьмого доказательства. От Михаила Афанасьевича. Мир! Ты уже подошёл к своему финалу? Доказательство существования Бога от… «адвоката дьявола». O tempora, o mores!
Однако, проблема налицо – сколько столетий идёт спор, «а воз и ныне там». Общий итог – бытие Бога недоказуемо и неопровержимо. Но так ли это? А давайте вот тоже усомнимся и порассуждаем – ведь все мы немножко Фомы и Иммануилы, разве нет? Все мы имеем (в зависимости от возраста) более-менее богатый опыт доказательств чего-то кому-то. Да и нам много раз пытались нечто доказать с различной степенью успешности. И вот что интересно – одни и те же аргументы и факты, приводимые в качестве оных, на разных людей оказывают совершенно различное действие, не так ли? Любопытно. А всё потому, что конечным итогом любого доказательства будет либо «верю», либо «не верю» адресата. И сей факт тоже давно не является новостью. Человек по своей конструкции – существо верующее. Все знания мы воспринимаем на веру. Обратная сторона веры – сомнение. И между верой и сомнением, подобно неким весам, выносящим вердикт – наш жизненный опыт. Опыт. Явление очень сложное и неоднозначное. Есть некая встроенная в нас потребность – всё принятое на веру (полученную информацию) по возможности проверять эмпирически. (Особенно стимулируют к действию заклинания типа: «Никогда! Слышишь – никогда не делай этого!»). Именно на основе живого опыта богообщения многих поколений верующих, Церковь Христова существует уже более двух тысячелетий, а мы пребываем в Церкви. И на основе того же личного опыта, бывает – люди уходят из Церкви, теряя веру. Парадокс? Нисколько.
На том, что Бог познаётся опытно – настаивает наше Предание. Вера наша – не есть некое учение, которое «всесильно, потому что оно верно». Церковь требует от своих чад, чтобы сама жизнь их не расходилась с верой – именно апеллируя к личному опыту. Рассмотрим подробнее. Во-первых, вряд ли найдётся кто даже из атеистов, кто бы ни разу в жизни не сталкивался с чем-то «потусторонним», и кто бы потом не говорил хотя бы себе самому – «да, что-то есть ТАМ ТАКОЕ». А во-вторых, уже для тех, кто в «чём-то ТАМ» нимало не сомневается, собственно, и существует Церковь. Которая выполняет учебно-воспитательные функции, видимым образом чего в мире сем являются школы, ВУЗы и академии. По специализации «духовный мир».
А что же мы видим в школах? По одним и тем же предметам, у одних и тех же преподавателей, дети успевают по-разному. И далеко не всем по силам даже школьная программа. Из поступивших на первый курс до диплома добираются тоже не все. И так далее. По мере преуспевания происходит отсев. И если у кого-то теория вдруг расходится с практикой, как говорится, «что-то пошло не так», то причина, скорее всего в неважном знании предмета, правда? И человек становится «так себе специалистом», или вовсе уходит из профессии. Та же картина в нашей «школе духовной теории и практики». Разве не об этом евангельские притчи – о посеянных зёрнах, о талантах, и что «не всякий говорящий Мне: Господи, Господи…»? Новый Завет – это не сборник древностей и сказок. Это концентрированное описание бытия с «инструкцией по эксплуатации». А ещё в учение Церкви красным курсивом вписана «техника безопасности», которая, как водится – писана кровью. Как же без этого. Ибо стоит лишь представителю двуногих прямоходящих открыть для себя существование terra incognita – мира духовного, как тут же начинаются исследования и эксперименты. Из тяги к приключениям. Без всякой теории и подготовки. Ну кто сейчас будет читать святителя Игнатия (Брянчанинова), русским по белому запрещавшего подобные опыты без грамотного руководства? Который настойчиво предупреждал, что в этом море ласковом живут создания, для коих сапиенсы являются основой рациона. Брянчанинов – это же такая скукотища… Старьё! То ли дело «Мастер»! Начнёшь читать – не оторвёшься. А ведь есть ещё куда более интересные и продвинутые практики! Тот же Кастанеда (не к ночи будь помянут), например.
Но давайте вернёмся к рассмотрению опыта, как феномена бытия. «И опыт – этот птиц занудный, в макушку нас клюющий вдруг…». Как свидетельствуют наши священники (а кто авторитетнее их в практическом плане по данному вопросу?) – каждому православному человеку Бог непременно даёт Себя ощутить. И как свидетельствует вселенская Церковь на основе опыта миллионов жизней, прожитых с верой во Христа – с каждым сердцем Господь беседует в тайне на понятном ему языке. Как это происходит? По-разному.
Приходит, например, религиозно индифферентный человек к своему православному другу в ситуации полного душевного раздрая… Приятель предлагает ему лёгкую трапезу. Человек соглашается. Друг просит подождать и идёт на кухню готовить яичницу с кофе. Сидит этот страдалец, и вот его взгляд падает на лежащий на столе молитвослов. Он его берёт и начинает «от нечего делать» просматривать. Ну, как журналы в публичном месте. И внезапно понимает, что «это работает»! Исчезает тягота сердечная, ситуация начинает выглядеть совершенно иначе – далеко не так безнадёжно как вот только что… Итог этого беглого просмотра – поступление в семинарию. А ведь речь идёт о друзьях закадычных! Наверняка же говорили о вере не раз и не два, полемизировали, доказывали друг другу свою позицию, аргументы приводили самые разные… Подобные истории из собственной практики каждый может рассказывать бесконечно. Гораздо реже, но бывает – когда Господь являет себя подобно тому, как это случилось с Савлом по пути в Дамаск. И да умолчат скептики – таких видений достаточно зафиксировано в церковной истории, и даже наши скудные времена – не исключение. Все мы, христиане, знаем о нетварном свете – драгоценнейшем живом опыте боговидения, дарованного Церкви её Главой в отдельных представителях каждого поколения верных. И пусть даже большинство из нас не сподобились испытать сходных состояний в этой жизни – наш личный опыт не позволяет нам усомниться в истинности этих свидетельств. В конце концов, в космос летали весьма немногие. Разве это даёт нам повод сомневаться в свидетельствах космонавтов?
Итак, возможно ли убедительно доказать существование Бога? Вполне. Следует предложить проверить на собственном опыте. Что может быть убедительнее? Уединиться где-нибудь, оставив все свои дела, и просто мысленно или в слух попросить дать Себя почувствовать каким Ему угодно образом. Да, результат не гарантирован. Как и в любом эксперименте. Во-первых, требуется выполнить целый ряд условий. В частности, очень важен эмоциональный настрой. Надо же понимать, что при обращении к Владыке вселенной недопустимы (как минимум) те чувства, которые мы не приемлем при обращении к нам. Во-вторых, есть ещё немаловажное условие. Как сказал Сам Господь: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). Если Небо не откликается – значит, с что-то с нами сильно не так. И в-третьих, Бог наш – Персона, а не безликий Абсолют типа закона Бойля-Мариотта, или безумной эволюции, которая сама не ведает что творит. То, что у нас именуется личностью – есть Его образ. Разве мы, как личности, всегда рады любому общению в любом формате? Всё это непременно следует учитывать. «Наладить контакт» просто из любопытства – скорее всего, не получится. Впрочем… Кто познал все пути Господни? И Его чувство юмора бесконечно превосходит наше. А если «да пробовал уже, и ничего»? Значит, при постановке эксперимента были допущены какие-то ошибки. Как часто в нашей жизни что-то удаётся с первого раза? То-то и оно.
Таким образом, убедиться в существовании Бога – не так уж и сложно. Если действительно захотеть. Ну и дальше что? А вот дальше – искусство из искусств, наука из наук – вхождение в личные отношения любви с Богом, преподаётся исключительно в Церкви. Это – Его категорическое условие. Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец. Не в этом ли истинная причина массового неверия? Ну зачем все эти сложности? Ведь нам в жизни так хочется лёгкости и простоты – «украл, выпил – в тюрьму… Романтика!». И поэтому «мне никакая Церковь не нужна, Бог и так живёт у меня в сердце». Знаем, проходили. А ещё есть много индивидов, с твёрдым ощущением собственной гениальности. Многие и голоса в себе слышат, и видения дивные видят… Психиатры и священники много чего могут поведать на эту тему. Но об этом поговорим в другой раз. Если благословит Господь.
#вера #православие #церковь #валаам #бог