ВС РФ рассмотрел дело N 4-КГ21-39-К1 и дал новые разъяснения относительно выплаты страховых возмещений за срыв туристической поездки.
Давайте вместе рассмотрим выводы суда.
Фабула дела
Произошла совершенно банальная ситуация: в 2019 году клиент приобрел тур в Анталию на 6 дней за 80 тыс. руб. Оплата производилась турагенту, а позже была переведена агентом с удержанием своей комиссии туроператору.
Однако тур не состоялся. Туроператор указал, что вылет не смог состояться "из-за финансовых проблем". Позже туроператор официально объявил о прекращении своей деятельности (банкротство).
При этом ответственность туроператора была застрахована на 50 млн рублей!
Расстроенный и несостоявшийся турист обратился в страховую компанию с требованием произвести выплату страховой премии. Тур-то оплачен, но не состоялся по независящим от него причинам.
Но страховая отказала.
Отказ был мотивирован тем, что дата поездки была ДО публичного объявления туроператором о прекращении своей деятельности, т.е. фактически на тот момент страховой случай не наступил.
Выводы Верховного суда РФ
ВС РФ пришел к выводу о том, что страховой случай наступил в момент причинения вреда - то есть неисполнения своих обязанностей. А публичное объявление о прекращении деятельности - всего лишь дополнительное обстоятельство, которое следует расценивать как момент, с которого следует производить выплаты.
В частности, ВС РФ напомнил о статье 17.4 Закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ.
ВС РФ подчеркнул, что судам следует устанавливать наличие причинно-следственной связи неисполнения туроператором своих обязательств с причиненными туристам убытками.
Кроме того, ВС РФ прямо указал, что возникновение у страховщика обязательства по выплате страхового возмещения по договору страхования также не поставлено в зависимость от даты начала или окончания тура.
Более того, если турист обратился с заявлением о выплате страховой премии в период, когда страховой лимит не был исчерпан, то страховая не вправе в будущем ссылаться на то, что лимит был окончен.
Выводы
Итак, что делать, если туроператор банкрот?
- Обратиться в офис туроператора и получить соответствующее письмо-уведомление о невозможности выполнить принятые на себя обязательств по реализации туристического продукта;
- Забрать все документы;
- Обратиться в страховую компанию с заявлением о получении страхового возмещения.
Как правило заявление можно оформить на месте, а к нему приложить копию паспорта, копии договора о приобретении турпродукта, документов об оплате и письма о невозможности реализации. Для получения выплаты потребуются также банковские реквизиты.
Надеемся, что данная статья будет вам полезна в наше столь непростое и тревожное время. Благодарим вас за внимание и надеемся, что все ваши туры состоятся как положено!