Кажется, только ленивый ещё не написал про злоключения красно-желтого бренда. А мы себя к ленивым не относим, поэтому тоже решили поговорить про McDonald’s, но посмотреть на ситуацию под другим углом.
Анализируем отношения крупнейшего франчайзера и его партнеров, действия владельца бренда в беспрецедентной ситуации и то, как это может повлиять на рынок франчайзинга.
Что случилось? Для тех, кто пропустил…
Символ фастфуда, мировой гигант, представленный на земном шаре более чем в 100 странах, объявил 14 марта о своем уходе из России. Закрывая бизнес, компания теряет торговые точки более чем в 45 регионах, что означает колоссальные убытки. Логично, что владелец бренда захотел хоть частично компенсировать потери, решившись на продажу бизнеса.
Обновленный McDonald’s станет уже не совсем МакДональдсом: у его нового российского владельца нет прав на использование элементов фирменного стиля предприятия (как и другой интеллектуальной собственности), именно с этим связана необходимость ребрендинга. Покупателем бизнеса стал сибирский партнер McDonald’s с почти 10-летним стажем – Александр Говор, нефтяник из Новокузнецка. Теперь вместо 25 предприятий он будет управлять всеми ресторанами сети.
Владельцы ресторанов McDonald’s в России. Кто они?
В течение 30 лет McDonald’s строил империю у нас в стране. 850 ресторанов находились в управлении гиганта, около 130 точек контролировались партнерами. До недавнего времени в России работали 3 франчайзи: помимо ООО «ГиД» (под руководством Александра Говора) с компанией McDonald’s сотрудничали еще Региональная сеть предприятий питания (СПП) и ООО «Развитие Рост». Последняя организация занималась ресторанами McDonald’s в аэропортах и на вокзалах.
Судьба франчайзинговых точек, которые не находились под контролем Александра Говора, остается непонятной: они могут перейти в управление нового партнера, но об этом владельцу бренда нужно будет договариваться лично с каждым франчайзи. Кроме того, продавец обязал покупателя выплачивать зарплату всем сотрудникам предприятия, выходные пособия, погасить все задолженности перед поставщиками, арендодателями и оплатить коммунальные услуги. Другой вопрос, есть ли желание у сотрудников работать под крылом нового бренда? Есть сомнения. Во всяком случае, в сети ходят упорные слухи, что новый МакДак не отпускает работников, пытаясь максимально сохранить штат.
Что происходит с торговой маркой?
Поскольку заведения McDonald’s перестают носить это имя, то и все составляющие торговой марки должны быть изменены. К примеру, любимые названия из меню станут другими. Говорят, что «Биг Мак» может превратиться в «Большой Мак», «Роял» – в «Гранд», «Роял де Люкс» – в «Гранд де Люкс», а «Филе-о-фиш» – в «Фиш Бургер». Само юридическое лицо называется теперь ООО «Система ПБО».
Руководство компании презентовало новый логотип. На нем изображены 2 желтых прямоугольных картошки фри и 1 оранжевый бургер. Зеленый фон должен помогать россиянам ассоциировать бренд с качеством. И к знаку у профессионального сообщества уже возникли вопросы. Потому что одни увидели в нем видоизмененный лого Marriott 👇
Другие — Warner Music Group 👇
Третьи — перевернутый логотип мессенджера Now 👇
А четвертые и вовсе разглядели «флаг Бангладеш, придавленный макаронами» 👇
Нам же он цветами напомнил Суши Wok ❤️🧡💛
Какие планы?
Москва и Московская область станут первопроходцами. Руководство новой сети заявило о том, что рестораны откроются уже 12 июня. Есть информация о том, что нас ждет онлайн запуск продаж. Интересно, будут ли россияне снова стоять в очереди (на этот раз онлайн), чтобы оценить качество и вкус продукта? Особенно, если учесть, что многие как федеральные, так и локальные игроки рынка общественного питания за последние 2 месяца активно вводили в меню и промотировали бургеры и комбо разного формата и содержания, а уж картошка фри и раньше была практически у каждого первого.
А причём тут рынок?
Время покажет, получится ли у новой сети, которая появится на месте McDonald’s, вернуть себе армию поклонников зарубежного франчайзера. Сейчас ясно одно: этот кейс оказал существенное влияние на рынок франшиз. Раньше иностранные франшизы ассоциировались с надежностью, незыблемостью и однозначной доходностью. Теперь же западные предложения перестают выглядеть привлекательно, покупатель относится к ним, как минимум, насторожено. Как оказалось, самые дорогие мировые франшизы сегодня демонстрируют гораздо больше рисков, чем франшизы российские.
#франшиза #франчайзинг #макдак #макдональдс #лого #mcdonald's #торговая марка #предприниматель #бизнес #общепит