Найти в Дзене
the Футури

Как принять технологии, не обрекая человечество на разрушение

Оглавление

Сегодня мир сталкивается с некоторыми серьезными глобальными проблемами: создание устойчивого развития перед лицом изменения климата, защита прав и справедливости и рост этических рынков для начала. Все эти проблемы имеют некоторую связь с наукой и техникой - некоторые более явно, чем другие.

В настоящее время мы являемся свидетелями роста традиционных технологий - компьютеры обрабатывают данные новыми и захватывающими способами. Мы также наблюдаем рождение преобразующих технологий, таких как биоинженерия. Но вопрос не в старых или новых технологиях, а в том, как они используются для облегчения или изменения поведения человека.

Хорошие технологии, плохие технологии

Достижения в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) жизненно важны, чтобы помочь нам сделать лучший и более осознанный выбор о том, как мы готовимся к будущему. Например, демократическое управление заключается в том, чтобы сформулировать спорные взгляды во всем обществе и из разных частей правительства. Появление Интернета позволяет нам получать и распространять такую информацию. Аналогичным образом, безопасность и общественная безопасность полагаются на наличие хорошей информации о рисках и их потенциальных угрозах. Рассмотрим, например, то, как полицейские департаменты в Нью-Йорке и Мемфисе смогли лучше использовать данные для предотвращения преступности.

В то время как наука и техника дают нам инструменты для улучшения, они - и люди, которые их используют - также представляют серьезные проблемы. Технологии соединяют нас, но также делают нас уязвимыми для кибератак. Объем информации, которую мы производим каждый день через наши телефоны и компьютеры, может помочь сформировать нашу среду, чтобы удовлетворить нас. Но это также означает, что наши личности, возможно, более уязвимы, чем когда-либо прежде, со смартфонами и клубными картами, отслеживающими каждый наш шаг.

Аналогичным образом, в биологии мы можем добиться удивительных успехов в физических коррекциях, ремонте, поправках и дополнениях, будь то замена старых конечностей или рост новых. Но мы также должны серьезно рассмотреть вопросы этики, безопасности и охраны. Хорошим примером являются дебаты о получении функциональных экспериментов, которые придают болезням новые свойства, чтобы помочь нам их изучить.

Надежды и страхи

Чтобы помочь нам понять форму и масштабы этих проблем, Проект тысячелетия - международный аналитический центр - выпускает ежегодный доклад "Состояние будущего", в котором излагаются основные препятствия, с которыми столкнутся человечество в течение следующих 35 лет. Это иллюстрирует наши сложные отношения с наукой и техникой. Так же, как начало промышленной революции повлияло на основные темы Франкенштейна Мэри Шелли, мы также обеспокоены непредвиденными осложнениями, которые могут принести последние события.

В докладе говорится о больших надеждах на то, что синтетическая биология поможет нам писать генетический код, как мы пишем компьютерный код; о силе 3D-печати для настройки и строительства умных домов; о будущем искусственного интеллекта, где встречаются человеческий разум и компьютерный разум, а не конфликт.

Франкенштейн оживляет своего монстра.
Франкенштейн оживляет своего монстра.

Но в то же время авторы доклада - Джером Гленн, Элизабет Флореску и их команда - выражают опасения, что есть большой шанс, что мы сможем опередить эволюцию научно-технического развития. Авторы предполагают, что мы ищем удобные для человека системы управления, поскольку достижения в этих областях означают, что одинокие люди могут производить и развертывать оружие массового уничтожения.

Здесь есть две проблемы: одна связана с агентством, другая связана со структурами. Люди могут использовать научно-технический прогресс для причинения вреда. Это растущая проблема, поскольку наука и техника продолжают ухудшать то, что Макс Вебер назвал «монополией государства на насилие».

Чтобы снизить риски, связанные с агентством, мы будем полагаться на структуры, которые поощряют хорошее поведение, такие как системы правосудия, образования и предоставление предметов первой необходимости для жизни.

Но неясно, как мы придем к таким структурам и где падет ответственность за их развитие; будь то регионы, государства или международные организации. Это особенно актуально, так как многие штаты либо отошли от системы социального обеспечения, либо находятся в процессе ее разрушения. Неясно, где происходит образование и обучение или как регулирующий контроль должен работать через многие местные, национальные, социальные и коммерческие границы.

Этический подход?

Оказано ли наше глобальное общество наукой и технологиями, во многом зависит от нас. И это часть проблемы, как предупредил нас Уильям Нордхаус еще в 1982 году в своей работе над Global Commons. В докладе содержится призыв к этичному подходу к созданию систем, форм информации и моделей контроля, которые позволили бы нам взаимодействовать с наукой и техникой по мере ее развития.

Это означает внедрение этических соображений в то, как мы думаем о будущем. Авторы хотят более широкого обсуждения глобальной этики, такой как мы видели, укоренившейся в работе, проделанной Международной организацией по стандартизации - крупнейшим в мире разработчиком добровольных международных стандартов.

В конечном счете, там, где мы оказываемся в отношении науки и техники, речь идет о том, чтобы примириться с тем, как мы взаимодействуем с этими разработками. Пока мы не сделаем этого, безопасный и процветающий мир может ускользнуть от нас.