У одной женщины сына не стало; авария произошла. Он сел за руль нетрезвым, вот и случилось такое. И эта женщина горевала очень. Но вышла на работу через неделю. Не взяла отпуск, решила работать. Это отвлекает от горя сильных людей.
Вышла на работу, а ещё через неделю уволилась. Понимаете, ей выражали сочувствие. Вот она и уволилась, не смогла работать. И потеряла остатки сил. Впала в депрессию.
Потому что сочувствие выражали непрерывно. Из всех кабинетов, со всех этажей шли сотрудники выразить сочувствие. Они снова и снова напоминали об утрате; они расспрашивали, качали головами, рассказывали похожие случаи, давали телефоны психотерапевтов, а главное - интересовались подробностями. Выпытывали детали.
А одна дама сказала, что благодарна за такой полезный пример. Она своему племяннику рассказала эту историю. Как поучение о последствиях дурного поведения! И племянник ее услышал!
Некоторые звонили и писали. Выражали сочувствие и присылали картинки и музыку. И разные лозунги. И не ответить было невежливо. Бедная женщина всех благодарила. И так продолжалось неделю. А потом она не смогла работать. Силы оставили ее.
Она потом устроилась на другую телекомпанию, где никто ничего не знал. В другом городе.
Иногда сочувствие - это любопытство. К сожалению. А чужое горе - как фильм, который интересно смотреть и обсуждать. Люди бередят рану, напоминают снова и снова; а человек должен вежливо благодарить.
На благодарность у него нет сил. И на повторное переживание горя тоже нет сил. Если хочет поговорить - надо поговорить и выслушать. Если молча работает и как-то живет, избегая разговоров об утрате, лучше не напоминать. Он и так слишком хорошо помнит. Ему больно.
Академик Бехтерев предлагал отвлечь возвышенными разговорами, искусством. И работа тоже отвлекает некоторых людей. Если она наполнена смыслом. И лучше не дёргать человека, не заставлять его снова и снова переживать горе. Одного раза вполне достаточно. Если ещё и помочь реальным делом. Это лучше всего…
Анна Кирьянова