Найти в Дзене
Словодел

Оправданная строгость: политолог назвал условия для вступления Аргентины и Ирана в БРИКС

Аргентина и Иран подали заявки на вступление в БРИКС. Российская сторона не возражает против расширения союза, но отмечает, что перед этим нужно определить требования для кандидатов и разработать необходимые процедуры для вступления. Какими будут условия для желающих вступить в БРИКС, в комментарии для «Слово и Дело» рассказал политолог Андрей Кошкин.

Иран и Аргентина могут стать новыми членами БРИКС. Они подали заявки на вступление вскоре после недавнего саммита этого союза, в состав которого уже входят Россия, Индия, Бразилия, Китай и ЮАР. В своем выступлении на саммите БРИКС президент Ирана Эбрахим Раиси отметил, что Тегеран готов предоставить свои возможности странам коалиции для выхода на новые рынки обеспечения энергетических потребностей. Президент Аргентины Альберто Фернандес на заседании в формате БРИКС+ также заявил о желании его страны стать полноправным членом объединения.

Российская сторона положительно отнеслась к инициативе Аргентины и Ирана, однако отметила, что к этому вопросу нужно относиться максимально осторожно и аккуратно, заранее определив требования для кандидатов и процедуры для вступления. В целом, объединение БРИКС открыто для новых участников из Азии, Африки, Латинской Америки и Ближнего Востока.

Политолог Андрей Кошкин в комментарии для «Слово и Дело» отметил, что БРИКС нуждается в расширении, так как само объединение — это прогрессивная форма международного сотрудничества, которая по своей сути уже переросла прежние форматы, такие как Евросоюз.

«БРИКС — это интеграционная площадка XXI века, которая в определенной степени уже олицетворяет общие контуры нового мироустройства, многополярности, где взаимодействуют политические центры на взаимовыгодных условиях при соблюдении международного права. В свою очередь, Евросоюз — это строго вертикально выстроенная организация XX века, и в ней превалируют правила, а не международные права», — объясняет эксперт.
-2

Политолог отмечает, что главным условием вступления других стран в БРИКС является именно уважение к международному праву и готовность работать на взаимовыгодных условиях. Таким образом, страны-участницы БРИКС смогут преодолеть установленную Соединенными Штатами однополярную гегемонию.

По словам Андрея Кошкина, Евросоюз сегодня представляет скорее политическое, чем экономическое объединение, выдвигая неправомерные санкции против России и подчиняясь воле США. Такая позиция меняет и принципы внутреннего взаимодействия внутри стран. Самым наглядным примером тому может послужить опыт вступления других стран в Евросоюз.

«Посмотрите, как долго стоит в очереди кандидат в Евросоюз Турция. А сколько будет стоять Украина? Почему отодвинули Грузию, которая находилась впереди? Наверное, она не поддержала санкции против России. А значит, внутри Евросоюза все более политизировано, чем экономически целесообразно», — отметил политолог.

В вопросе принятия в члены стран-участниц БРИКС важную роль играют геополитические перспективы. Дело в том, что БРИКС — это мощнейшая интеграционная площадка, где учитываются взаимные интересы стран, где можно взаимодействовать и достойно защищать свои интересы. Политолог отмечает, что при всей дружественной атмосфере и свободном подходе, Россия вполне справедливо заявляет о необходимости формализации правил и условий вступления других стран. Причина тому — желание определить структурные подходы к соблюдению международного права и попытка недопущения такого отношения, которое в последнее время проявили США и страны ЕС.

«Для России важно, чтобы другие страны четко заявили о намерении соблюдать международное право. Нам нужны не столько гарантии, сколько понимание общего подхода: принцип взаимной выгоды и уверенность, что другие страны не будут действовать так, как сегодня действую США — путем санкций, которые может накладывать только ООН. Это не столько суровые, сколько целесообразные требования», — отметил политолог.

Президент России Владимир Путин в своем обращении к участникам саммита выразил эту позицию: в условиях санкций Москва развивает отношения только с надежными партнерами. По итогам первого квартала 2022 года товарооборот со странами БРИКС вырос на 38% — до 45 млрд долларов. В странах БРИКС проживают более трех миллиардов человек, формируя в совокупном порядке четверть мирового ВВП, а суммарные международные резервы стран БРИКС составляют порядка 35%.